Пфефферкорн Иоханн

ПФЕ́ФФЕРКОРН Иоханн (Иосеф; Pfefferkorn, Johannes [Josef]; родился в 1469 г., Моравия, – умер не ранее 1521 г.), немецкий апостат (см. Отступничество), активно выступавший против иудаизма. Утверждал, что получил образование у своего родственника, Меира Пфефферкорна, пражского даяна. Работал мясником; был заключен в тюрьму по подозрению в краже со взломом. После освобождения в возрасте 36 лет он вместе с женой и детьми принял христианство в Кельне (примерно в 1504 г.) и перешел под покровительство доминиканцев, использовавших его в своей борьбе против евреев и еврейской литературы. В 1507–1509 гг. написал ряд антиеврейских сочинений — «Еврейское зеркало», «Еврейское вероисповедание», «Пасхальная книга» и «Враг евреев», которые вышли почти одновременно на немецком языке и в латинском переводе. Эти книги обнаруживают полное невежество автора в раввинистической литературе. Пфефферкорн требовал запретить Талмуд, пресечь ростовщичество (см. Ссуда денежная), обязать евреев посещать христианские проповеди, а в случае их отказа — изгнать их из тех германских городов, в которых еще сохранились значительные еврейские общины (Франкфурт-на-Майне, Вормс и Регенсбург); он также требовал принимать евреев только на самые черные работы.

С помощью ревностной католички, сестры императора Максимилиана Кунигунды, и при поддержке кельнских доминиканцев Пфефферкорн добился аудиенции у императора, который в 1509 г. уполномочил Пфефферкорна конфисковывать любые «оскорбительные для христианства» еврейские книги. Конфискация проводилась в сентябре 1509 г. во Франкфурте, а затем — в Майнце, Бингене и других германских городах. Когда архиепископ Майнца, городской совет Франкфурта и некоторые германские князья выступили в защиту евреев, Пфефферкорн обратился с петицией к императору (1510). Последний распорядился вернуть конфискованные книги, но под влиянием кровавого навета на евреев Бранденбурга и обвинения их в гостии осквернении он все же велел назначить комиссию по расследованию обвинений Пфефферкорна.

Комиссия во главе с архиепископом Майнца обратилась за консультацией к теологическим факультетам Кельна, Эрфурта и Гейдельберга, и также к ведущим ученым, в частности, к И. Рейхлину. Когда Рейхлин благосклонно высказался о Талмуде, Пфефферкорн выступил против него с памфлетом «Ручное зеркало» (1511); Рейхлин же в своем сочинении «Глазное зеркало» (1511) резко выступил против Пфефферкорна и тех, кто стоял за ним, начав тем самым одну из наиболее значительных идеологических полемик в истории (см. Полемическая литература). Большинство немецких гуманистов стало на сторону Рейхлина; Эразм Роттердамский, хотя и не принял прямого участия в полемике, назвал Пфефферкорна «негодным евреем, ставшим негоднейшим христианином». В сентябре 1511 г. Пфефферкорн выступал с проповедями против Рейхлина во Франкфурте, однако фактически полемика велась теперь между Рейхлином и кельнскими теологами. В 1512 г. Пфефферкорн издал «Зажигательное зеркало», где еще более открыто выступал против Рейхлина и евреев. Рейхлин написал ответ. В июне 1513 г. император приказал прекратить полемику. В конце 1513 г. папа Лев X назначил в Шпейере комиссию, принявшую решение по делу в пользу Рейхлина (март 1514 г.), что побудило Пфефферкорна написать «Набатный колокол» (1514). За нарушение императорского распоряжения о прекращении полемики Пфефферкорн получил выговор. В 1516 г. гуманисты — сторонники Рейхлина — выступили против Пфефферкорна, доминиканцев и их приверженцев с сатирическим памфлетом «Письма темных людей», на что Пфефферкорн ответил двумя очередными брошюрами. В 1520 г. папа римский вынес решение, осуждавшее Рейхлина. К этому времени полемика давно вышла за рамки первоначальной темы — отношение к евреям и еврейской литературе, так что папский вердикт не помешал готовившемуся тогда в Вене печатному изданию Талмуда.

В 1521 г. Пфефферкорн выпустил последнюю из своих нашумевших работ — «Жалостливые сетования», полную такой бесстыдной клеветы, что издатель памфлета был подвергнут тюремному заключению.

Невежество Пфефферкорна в еврейской литературе и полное незнание латинских источников не только дискредитировало его сторонников, в первую очередь, его покровителей-доминиканцев, но и нанесло ущерб престижу католической церкви.

Смотрите также

парашат ха-шавуа

письма

пища

праздники

Пятецкий-Шапиро Элияху