Афины

АФИ́НЫ, столица Греции. Связи между Афинами и Эрец-Исраэль возникают уже в начале 6 в. до н. э. Монеты персидской эпохи с надписью יהד (Иехуд или Яхуд, то есть Иудея), найденные при раскопках в Израиле, сходны с аттической драхмой. Афины поддерживали отношения с Хасмонейским (см. Хасмонеи) государством. Иосиф Флавий упоминает о постановлении, принятом афинским народом в честь первосвященника Гиркана II, этнарха иудеев. Дружеские отношения с Афинами поддерживал Ирод. Афины часто упоминаются в эллинистической (см. Эллинизм) еврейской литературе, а также в Мидраше и Талмуде.

Наиболее ранние данные о еврейской общине Афин относятся к началу 1 в. н. э. Это были богатые купцы, поселившиеся в городе. В Деяниях апостолов (см. Христианство) говорится, что в городе существовала синагога. Среди населения Афин было некоторое количество прозелитов. После вхождения Афин в 4 в. в состав Византийской империи (см. Византия) положение евреев резко ухудшилось, только отдельные еврейские семьи проживали в городе. В 1204–1458 гг. Афины — столица Афинского герцогства. В 1458 г. город был завоеван турками, которые по просьбам местных жителей запретили евреям проживание в городе. Однако после 1492 г. в Афинах стали селиться евреи, изгнанные из Испании. В начале 17 в. в Афинах жили 15–20 еврейских семей.

Община вновь возродилась после 1834 г., когда Афины стали столицей Греческого королевства. Вместе с первым греческим королем Отоном Баварским (1832–62) в Афины приехало некоторое количество семей греческих евреев, в том числе Макс Ротшильд (см. Ротшильд, семья), прибывший вместе с королем. В 1847 г., после того, как греческие власти запретили во время проведения ежегодного пасхального шествия юдофобскую демонстрацию, в Афинах вспыхнул погром, во время которого было разрушено несколько домов, принадлежавших евреям. В 1878–87 гг. количество евреев возросло от 60 до приблизительно 250 человек. Накануне Второй мировой войны в Афинах находились три тысячи евреев. Среди крупных коммерсантов большинство составляли ашкеназы. Сефарды (эмигрировавшие из других частей Греции и из Турции) занимались в основном мелкой торговлей.

После оккупации Греции немецко-итальянскими войсками в апреле 1941 г. Афины оказались в итальянской зоне. Итальянские военные власти не преследовали евреев, поэтому в Афины бежали тысячи евреев из немецкой зоны. 8 сентября 1943 г., после заявления правительства Италии о выходе из войны, итальянская зона оккупации была захвачена германскими войсками.

Во время Катастрофы большинству афинских евреев удалось скрыться благодаря содействию греческой полиции, православной церкви и греческому Сопротивлению. Однако полторы тысячи евреев были направлены в лагеря уничтожения (см. Концентрационные лагеря). После освобождения Греции в Афинах поселились приблизительно 4500–5000 евреев. Из них более 1500 впоследствии репатриировались в Израиль. По оценочным данным 1974 г., в Афинах жили 2800 евреев (около половины еврейского населения Греции).

В 2001 г. в Афинах жили около трех тысяч евреев (60% еврейского населения Греции), в основном бизнесмены и представители свободных профессий, в том числе деятели искусства, популярные ведущие теле- и радиопрограмм. Большинство афинских евреев сильно ассимилировано (см. Ассимиляция); преобладают смешанные браки (в 1985 г. в Афинах лишь один брак был заключен в соответствии с еврейской традицией). В городе действуют молодежная еврейская организация, отделения ВИЦО и Сионистской (см. Сионизм) федерации Греции, ложа Бней-Брит, еврейская школа (в середине 1970-х гг. — около 150 учащихся, в конце 1980-х гг. — около ста) и детский сад. Еврейский музей Греции (открыт в 1977 г.) в 1998 г. был переведен в новое здание, где можно было разместить богатые коллекции, рассказывающие об истории различных групп еврейского населения страны, в том числе о евреях-романиотах. Так, в музее представлены предметы культа, мебель, внутреннее убранство разрушенной синагоги романиотов в городе Патры.

В первой половине 1980-х гг., в связи с приходом к власти в Греции правительства Всегреческого социалистического движения, поддерживав­шего тесные связи с арабскими странами, в частности, с Ливией и Ираком, и особенно после начала Ливанской войны в Афинах развернулась широкая антиизраильская кампания, принимавшая временами антисемитскую окраску. Город стал одной из главных баз Организации освобождения Палестины. Было предпринято несколько попыток совершить террористические акты против представительства израильской авиакампании Эл-‘Ал в афинском аэропорту, а также против местных еврейских организаций. В Афинах беспрепятственно осуществлялась торговля нацистской литературой и символикой, на стенах домов регулярно появлялись антисемитские лозунги. В ходе опроса, проведенного в 1984 г. в городе и его окрестностях, 55% респондентов согласились с утверждением, что евреи доминируют в экономической и политической жизни США и стран Западной Европы; 31% заявил, что в результате этим государствам наносится ущерб, а 41% отказался признать евреев полноценными гражданами Греции. Антисемитские выпады звучали в ходе предвыборной кампании по выборам муниципального совета в 1986 г., однако после того, как на них победила правоцентристская группировка, выступлений против евреев стало меньше. В 1986 г. муниципалитет Афин организовал празднование 100-летия со дня рождения Д. Бен-Гуриона. В сентябре 1987 г. в Афинах прошла сессия европейского отделения Всемирного еврейского конгресса, принявшая резолюции протеста против антиизраильского курса социалистического правительства Греции и его нерешительности в борьбе с арабским террором.

После начала интифады ал-Акса в Греции, в том числе в Афинах, происходили многочисленные демонстрации и другие акции арабов и греков под антиизраильскими и антисемитскими лозунгами. Так, 10 апреля 2002 г. в Афинах состоялся концерт известного музыканта М. Теодоракиса. На сцене был изображен огромный знак — сочетание маген-Давида и свастики, а М. Теодоракис называл А. Шарона «маленьким Гитлером».

В Афинах находится дипломатическое представительство Израиля в Греции, имеющее с 1990 г. статус посольства.

Смотрите также

Азор

алмемар

Анелевич Мордехай

Анисимов Илья

Антиохов свиток