Ахароним
АХАРОНИ́М (אַחֲרוֹנִים; буквально `поздние` [авторитеты]), термин, используемый для определения поздних раввинских авторитетов, в противоположность ришоним, то есть ранним авторитетам. Хотя ученые расходятся в установлении точной хронологической границы между теми и другими, принято считать, что период ришоним заканчивается со смертью Исраэля Иссерлейна, а период ахароним начинается появлением кодекса Шулхан арух Иосеф Каро с дополнениями Моше Иссерлеса.
Стремление найти новые толкования и разрешить новые талмудические проблемы посредством сложной логической системы (пилпул) становится особенно сильным в Польше; во второй половине 16 в. в этой стране появляется несколько величайших ахароним и комментаторов Талмуда. Среди самых выдающихся ахароним этого времени следует считать Шломо бен Иехиэля Лурии и Бецалеля Ашкенази (умер в 1592 г.). Наиболее известными ахароним 17 в. были Мордехай Яффе, Меир бен Гдалия Люблин, Шмуэль Эли‘эзер бен Иехуда Эдельс, Иеша‘яху бен Аврахам ха-Леви Горовиц, Меир бен Я‘аков ха-Кохен Шифф, Иоэль бен Шмуэль Сыркес, автор широко известного «Баит хадаш», Иом-Тов Липман Геллер, автор «Тосфот Иом-Тов», и Цви Хирш Ашкенази. Труды этих ученых, которые характеризуются главным образом расхождением во мнениях с Шулхан арухом Иосефа Каро, пренебрегавшего выводами ашкеназских (см. Ашкеназы) поским Германии и Польши, творившими после появления «Арба‘а турим» Я‘акова бен Ашера, оставили неизгладимый след в развитии Галахи. Два комментатора Шулхан аруха, Давид бен Шмуэль ха-Леви, автор «Турей захав», и Шабтай бен Меир ха-Кохен, автор «Сифтей кохен», развили этот свод правил и сделали его общепринятым.
Среди выдающихся ахароним 18 в. следует отметить Ионатана Эйбеншюца и Я‘акова Эмдена, сына Цви Хирша Ашкенази. Исключительную известность получил Иехезкель бен Иехуда ха-Леви Ландау, автор «Нода би-Иехуда», который в своих дополнениях устанавливает новые галахические правила. Другой выдающейся личностью среди ахароним 18 в. был Элияху бен Шломо Залман, Виленский гаон. Особо следует отметить также Шнеура Залмана из Ляд, основателя хасидского движения Хабад и автора «Тании». Он подготовил для своих последователей новый Шулхан арух, который вышел в 1864 г. в пяти частях. Наряду с Хаимом бен Ицхаком Воложинером, выдающимся учеником Виленского гаона и основателем иешивы в Воложине, он был виднейшей фигурой в последней четверти 18 в. и в первой четверти 19 в.
Среди наиболее примечательных раввинских авторитетов 19 в. следует упомянуть Акиву бен Моше Эгера, Моше бен Шмуэля Софера; Менахема Мендла Шнеерсона из Любавичей (см. Шнеерсон, хасидская династия), автора респонсов «Цемах цедек», и Шломо Ганцфрида (1804–1886), известного своим трудом Киццур Шулхан арух. Нафтали Цви Иехуда Берлин из Воложина, Ицхак Элханан бен Исраэль Спектор из Ковно, Иосеф Бер Соловейчик из Воложина (см. Соловейчик, семья) и Иехиэль Михаэль Эпштейн (1829–1908), автор «Арох ха-шулхан», также считаются наиболее значительными ахароним 19 в.
Самыми выдающимися ахароним 20 в. были Хаим ха-Леви Соловейчик (Хаим Брискер), Иосеф Розин (Рогачовер; 1858–1936), Исраэль Меир ха-Кохен, Хаим Озер Гродзенский, Аврахам Ицхак ха-Кохен Кук и Аврахам Иеша‘яху Карелиц, опубликовавший 23 тома галахических постановлений, охватывающих Талмуд и четыре раздела Шулхан аруха с дополнениями к ним.
Ахароним разработали многие галахические правила. Их основным принципом было приведение в соответствие решений признанных галахических авторитетов. Законодательные дополнения ахароним отражают стремление к пилпулу и углубленному изучению спорных вопросов с целью выведения новых правил. В респонсах ахароним обсуждается все разнообразие проблем их времени. Сдвиги, происшедшие в еврейском обществе и быту в результате событий 20 в. — Первая и Вторая мировые войны, Катастрофа европейского еврейства, создание Государства Израиль и технический прогресс поставили новые проблемы перед ахароним, которые стремятся найти им решения, соответствующее Галахе.
См. также Кодификация закона, Респонсы.