Святые места в Эрец-Исраэль

СВЯТЫ́Е МЕСТА́ В Э́РЕЦ-ИСРАЭ́ЛЬ. Три основные монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам — своими истоками неразрывно связаны с Эрец-Исраэль. Для многих сотен миллионов верующих евреев, христиан и мусульман во всем мире эта страна считается в целом святой. По той же причине на территории Эрец-Исраэль сосредоточено относительно больше сооружений, вещественных памятников и отдельных местностей, которые рассматриваются приверженцами этих религий в качестве святых мест, чем в какой-либо другой стране. Святые места иудаизма Святые места христианства в Эрец-Исраэль Святые места ислама в Эрец-Исраэль

Святые места иудаизма. Из того, как и чем обосновывает еврейская религия святость всей Земли Израиля (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Введение; Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Святость Земли Израиля) и прежде всего ее столицы (см. Иерусалим. Общие сведения; Иерусалим. Иерусалим в иудаизме), следует, что главным святым местом иудаизма в Эрец-Исраэль является в настоящее время Храмовая гора (см. также Мория). Поскольку сегодня невозможно точно установить место, где в расположенном на ней Храме находилась Святая святых (см. также Акеда; Авода; Ковчег Завета; Скиния), большинство ортодоксальных раввинов запрещает верующим вообще подниматься на нее. Спустя несколько столетий после разрушения Второго храма (по одним сведениям с 5 в., по другим — с 10 в.) наиболее почитаемым святым местом в Эрец-Исраэль стала признаваться и остается сегодня Западная стена (Стена плача), которая, особенно с начала 16 в., приобрела для верующих исключительное религиозно-ритуальное значение.

Несмотря на то, что иудаизм еще в эпоху Первого храма предписал не превращать в святыни могилы предков, не видеть благочестия в паломничестве к ним и в молитве над ними, у религиозных евреев, особенно начиная со средних веков, по-видимому, не без влияния со стороны христианства и ислама, вошло в обычай почитание в качестве святых мест в Эрец-Исраэль также захоронений патриархов, пророков (см. Пророки и пророчество), таннаев, амораев, мудрецов и праведников последующих столетий. Наибольшее значение придается расположенной в Хевроне Махпела пещере, в которой, согласно преданию, находятся захоронения праотцев Авраама, Исаака и Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии (по некоторым преданиям — и могилы сыновей Иакова, и даже Адама и Евы).

На традицию почитания как святых мест многих других могил никак не влияет историческая сомнительность или даже установленная недостоверность захоронения в них тех лиц, которым они приписываются. Это, в частности, относится к находящемуся в 4 км к югу от Иерусалима по дороге на Бет-Лехем большому надгробью, которое вопреки отсутствию достаточных исторических оснований предание относит ко второй жене Иакова Рахили (см. там подробно) и к так называемой могиле царя Давида, с которой, судя по всему, неверно (см. Иерусалим. Археологические раскопки) идентифицируют гробницу в помещении, оставшемся от церкви Благовещения, которую в 12 в. крестоносцы построили на склоне Сионской горы в израильской столице, и другие. Эти могилы по-прежнему остаются объектами массового паломничества религиозных евреев.

Много освященных евреями могил находится в Галилее, где (особенно в Тверии и Цфате и их окрестностях) многие столетия сохранялось значительное еврейское население. Почитание этих могил как святых мест в Эрец-Исраэль вошло в обычай особенно с 16 в. благодаря Ицхаку Лурии, одному из основателей цфатской школы каббалы. Придавая важное мистическое значение поклонению могилам праведников, он и его ученики обследовали и идентифицировали в окрестностях Тверии могилы многих таннаев (рабби Акивы, Меира, Иоханана бен Заккая, Эли‘эзера бен Гиркана), амораев (Амми, Асси) и других праведников.

Примерно тогда же возникла традиция массового паломничества, особенно в праздник Лаг ба-‘омер, на могилы рабби Шим‘она бар Иохая и его сына Эл‘азара в Мероне, где по преданию также находятся могилы Хиллела, Шаммая, Ицхака Наппахи и других таннаев. Вблизи Тверии очень много паломников и молящихся привлекает могила Меира Ба‘ал ха-Неса (см. Меир); в самой Тверии — также могилы Маймонида и других выдающихся законоучителей и духовных лидеров, которые жили в Стране Израиля в последующие столетия. На старом кладбище в Цфате находятся могилы Иосефа Каро, Ицхака Лурии, Шломо Алкабеца и других ученых. В Явне почитается могила Гамлиэля ха-Закена (см. Гамлиэль).

Много древних могил, в частности эпохи Второго храма и Мишны, обнаружено в Бет-Ше‘ариме, Кирьят-Тив‘оне, а также на старых кладбищах на Масличной горе в Иерусалиме, но идентифицировать большинство из них весьма затруднительно. Всего на территории Израиля почитаемых религиозными евреями в качестве святых мест в Эрец-Исраэль насчитывается много сотен могил (см. также Государство Израиль. Религиозная жизнь). Вскоре после провозглашения Государства Израиль при Министерстве по делам религий было создано специальное управление, ответственное за охрану святых мест в Эрец-Исраэль и свободный доступ к ним. В ведении этого управления находятся и святые места христианства, ислама и других существующих в стране конфессий.

Святые места христианства в Эрец-Исраэль. Святость Земли Израиля для христианства проистекает главным образом из того, что, согласно Новому завету, здесь прошла земная жизнь Иисуса и совершались все его деяния. Соответственно новозаветному рассказу об основных вехах земного пути Иисуса расположены и важнейшие христианские святые места в Эрец-Исраэль. Поскольку практически в каждом из них, начиная с 4 в., стали возводиться церкви, монастыри, часовни и другие церковные здания, именно к ним и стекаются большие массы христианских паломников, особенно в главные христианские праздники — Рождество и Пасху. Это прежде всего — церковь Рождества в Бет-Лехеме (Вифлееме), воздвигнутая на предполагаемом месте рождения Иисуса, и церковь Гроба господня в Иерусалиме на холме Голгофа, месте, где, согласно католическому и православному преданию, он был распят. За освобождение этих величайших христианских святынь от «неверных» в 11–13 вв. предпринимались крестовые походы.

Ряд христианских святых мест в Эрец-Исраэль находится в Назарете, городе Иисуса; здесь особенно привлекают тысячи паломников церковь Благовещения, церковь Святого Иосифа и церковь Архангела Гавриила, которые были возведены в честь событий, предшествовавших, по евангельскому рассказу, чуду непорочного зачатия. В районе Иерихона находятся церкви и монастыри, посвященные крещению Иоанном Крестителем Иисуса в водах реки Иордан, а также искушениям, которым Иисус подвергался сатаной (монастырь Святого Георгия на горе Искушений). Много святых мест находится в Галилее, в окрестностях озера Киннерет (Генисаретское озеро), в частности, в Капернауме (идентифицирован с Кфар-Нахумом), где Иисус начал проповедовать свое учение, и Кане Галилейской (см. Кфар-Канна).

Наиболее многочисленны церкви, монастыри, базилики, капеллы и часовни в Иерусалиме и его окрестностях (по некоторым данным уже в начале 4 в. их было более 300). Самые почитаемые святые места в Иерусалиме после церкви Гроба господня: помещение (на верхнем этаже того же строения, где находится гробница, приписываемая царю Давиду), в котором, по преданию, происходила Тайная вечеря (в 1963 г., совершая паломничество, здесь произнес проповедь папа римский Павел VI); Гефсиманский сад; маршрут крестного пути Иисуса (Виа Долороза); холм, откуда он после воскресения вознесся на небо, а также места, связанные с Богоматерью, Иоанном Крестителем, ближайшими учениками и сподвижниками Иисуса. Значительная часть находящихся здесь христианских культовых зданий построена на месте разрушенных древних, возведенных еще в византийскую эпоху, другие — лишь в последние столетия.

Почти все церкви и монастыри имеют четкую конфессиональную (католические, православные, лютеранские и т. д.), национально-церковную (русские, греческие, французские, немецкие, армянские и т. д.) или орденскую (францисканцы, бенедиктинцы, кармелиты и т. д.) принадлежность. Исключение составляют церковь Рождества и церковь Гроба господня, на которые претендуют все христианские конфессии (кроме протестантов и близких к ним групп). Установленный еще властями Османской империи в середине 18 в. во избежание раздоров статус-кво в основном соблюдается до сих пор.

О святых местах христианства в Эрец-Исраэль см. также Иерусалим. Иерусалим в христианстве и исламе; Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

Святые места ислама в Эрец-Исраэль. Отношение к стране Израиля как Святой Земле и к Иерусалиму (по-арабски ал-Кудс — Святыня) как святому городу ислам прежде всего унаследовал от иудаизма и христианства — религий, основные персонажи священных книг которых включены мусульманской религией и в свой канон в качестве пророков, святых или праведников. Святость Иерусалима проистекает из рассказа в Коране об «отдаленнейшей мечети» (по-арабски — ал-Акса; мусульманские теологи помещают ее на Храмовой горе, хотя в самом Коране об этом нет ни слова), в которую Аллах перенес чудесным образом Мухаммада и откуда он возносился на небо. В освящении исламом Страны Израиля и Иерусалима со времени арабского завоевания в 7 в. (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк) все мусульманские правители видели также важный политический козырь против христианских притязаний на них. Притязания самого ислама на Страну Израиля и Иерусалим не становятся меньшими от того, что главные мусульманские святыни, в отличие от иудейских и христианских, находятся не здесь, а в Мекке и Медине; уже сам Мухаммад заменил первоначальную киблу (ориентацию верующего во время молитвы на Иерусалим) ориентацией на Мекку.

Основные святые места ислама в Эрец-Исраэль в большинстве случаев расположены там, где издавна находятся главные святыни иудаизма и христианства, что в значительной мере проистекает из признания мусульманской религией духовного и легендарно-исторического наследия предшествовавших ему форм монотеизма. Это относится прежде всего к Храмовой горе, на которой в 7 в. там, где был расположен Храм, возведен Купол над скалой (Куббат-ас-Сахра, неточно порой именуемый мечетью Омара), и в начале 8 в. построена на месте снесенной христианской базилики мечеть ал-Акса (см. выше), ставшие третьими по значению после расположенных в Мекке и Медине святых мест ислама (более подробно о святых местах ислама в Иерусалиме см. Иерусалим. Иерусалим в христианстве и исламе).

Самым почитаемым святым местом для мусульман в Стране Израиля вне Иерусалима стала также древняя еврейская святыня — пещера Махпела, особенно вследствие захоронения там Авраама, (по-арабски — Ибрахима), которого и иудейская традиция признает как отца Исмаила праотцем и арабов. Другими святыми местами иудаизма в Эрец-Исраэль, освященными также исламом, являются могилы еврейских пророков (например, Самуила — наби Самвил; недалеко от Иерусалима), могилы сыновей Иакова — Иосифа (наби Юсуф в Шхеме) и Реувена (наби Рубин, недалеко от Ашдода); с 13 в. мусульмане поклоняются расположенной по дороге из Иерусалима в Иерихон могиле наби Муса (то есть Моисея), хотя, согласно библейскому повествованию, место его захоронения неизвестно, но никак не может находиться в пределах Страны Израиля. Предписание мусульманам совершать массовое паломничество к этой могиле в дни Пасхи по христианскому календарю (отличающемуся от мусульманского), свидетельствует и о межконфессионально-полемической подоплеке обычая, в значительной мере сохраняющейся и поныне.

Мусульманское духовенство издавна претендует на отправление своего культа и в ряде святых мест христианства, в частности, в церкви Рождества в Бет-Лехеме и церкви Богоматери в Иерусалиме. Святыми местами ислама в Эрец-Исраэль считаются также многочисленные в арабских деревнях могилы мусульманских праведников, сподвижников Мухаммеда, воинов, прославившихся в битвах за овладение Страной Израиля. Нередко могилой одного и того же мусульманского святого признаются захоронения в нескольких арабских деревнях, что не препятствует их почитанию и паломничеству к каждому из них.

О святых местах ислама в Эрец-Исраэль см. также Государство Израиль. Население.

В Израиле находятся святые места и других религиозных групп: у самаритян — гора Гризим (см. также Государство Израиль. Население); у друзов — могила пророка Шу‘айба, близ Тверии (см. Итро, а также Государство Израиль. Население), мировой центр бехаизма — усыпальница Мирзы Али Мухаммеда, Храм всемирной справедливости (оба — в Хайфе) и могила Мирзы Хусейна в Акко (см. также Государство Израиль. Население).

Смотрите также

саркофаги

Седжера

Смит Энтони

софрим

ссуда денежная