Сигети Йожеф

СИ́ГЕТИ Йожеф (Szigeti, Joseph; 1892, Будапешт, – 1973, Люцерн, Швейцария), скрипач и педагог. Родился в семье потомственных музыкантов. Окончил Академию музыки в Будапеште (1905), где занимался у Й. Хубаи (класс скрипки) и Д. Поппера (1843–1913; камерный ансамбль).

На формирование Сигети как музыканта повлияло искусство таких крупных исполнителей, как Й. Иоахим, Ф. Бузони, Дж. Энеску, Б. Губерман, П. Касальс, а также народных музыкантов Венгрии, главным образом скрипачей-цыган. Успешный дебют 13-летнего скрипача состоялся в Берлине. В 1907–13 гг. жил и выступал в Англии, позже концертировал в Германии, Франции, Венгрии, России.

В 1917–24 гг. Сигети — профессор скрипичного мастерства Женевской консерватории. В 1925 г. по приглашению руководителя и дирижера Филадельфийского симфонического оркестра Л. Стоковского с успехом сыграл с этим оркестром концерт Л. Бетховена. В 1932 г. на выступлении Сигети в Вене фашистские молодчики устроили обструкцию. В 1933 г. скрипач расторг контракт с немецким радиовещанием и демонстративно покинул Германию. В 1940–57 гг. Сигети жил в США, с 1957 г. — в Швейцарии. В послевоенные годы Сигети — уже всемирно известный скрипач — концертировал в странах Америки, Европы и Азии, в том числе в Израиле, в Австралии, Новой Зеландии.

Сигети называли «артистом-мыслителем». В его игре впечатление производила яркая артистическая индивидуальность, его интерпретации отмечены вдумчивостью и своеобразием. Эстетика и стиль Сигети испытали влияние других искусств — живописи, театра, поэзии. Скрипач стремился выявить романтические черты произведений И. С. Баха, Моцарта, Бетховена. Сигети выступал и делал звукозаписи с крупнейшими музыкантами, в том числе с М. Равелем, Р. Штраусом, Б. Бартоком, И. Стравинским, П. Касальсом, Г. Пятигорским, А. Шнабелем, К. Аррау, Н. Магаловым.

Сигети проявлял интерес к музыке 20 в., в 1909 г. он впервые сыграл посвященный ему концерт ирландского композитора Х. Харти. В дальнейшем Сигети посвящали свои произведения многие композиторы: С. Прокофьев (последняя из пяти Мелодий для скрипки и фортепиано), Э. Изаи (первая из шести Сонат для скрипки соло, написанных под впечатлением исполнения Сигети сонат и партит Баха), Б. Барток (Первая рапсодия для скрипки и фортепиано, трио «Контрасты»), А. Казелла, Ф. Мартен (концерты для скрипки с оркестром), Г. Коуэлл (соната) и другие. Сигети часто занимался популяризацией новой музыки; так, он впервые исполнил Первый концерт для скрипки с оркестром С. Прокофьева (в 1924 г. в Советском Союзе), Первую сонату для скрипки и фортепьяно А. Онеггера, концерты для скрипки с оркестром Ф. Малипьеро и Ф. Бузони, пьесу для скрипки «Весна» Д. Мийо и другие произведения.

Сигети постоянно интересовался сочинениями, связанными с еврейской тематикой, образами, фольклором. В репертуар Сигети входила посвященная ему И. Ахроном сюита для скрипки и фортепиано «Стемпеню» (1931; по мотивам произведения Шалом Алейхема). Многие сочинения Э. Блоха получили известность благодаря исполнению Сигети — в частности, он впервые записал сюиту «Ба‘ал-Шем» и сонату №1). Блох посвятил Сигети также пьесу «Экзотическая ночь» и концерт для скрипки с оркестром (премьера состоялась в 1938 г. в Кливленде; Сигети играл сольную партию в сопровождении оркестра под управлением Д. Митропулоса).

Сигети осуществил новые редакции скрипичных концертов Моцарта, Бетховена, Брамса, Прокофьева, его перу принадлежит переложение для скрипки и фортепьяно «Песен странствующего рыцаря» М. Гнесина. Он также автор литературных и музыковедческих сочинений: «Привязанный к струнам» (Н.-Й., 1947, 1967), «Записная книжка скрипача» (Лондон, 1964), «Скрипичные произведения Бетховена» (Цюрих, 1965), «Сигети о скрипке» (Н.-Й., 1970). Фрагменты этих книг изданы в переводе на русский язык («Воспоминания. Заметки скрипача», М, 1969).

Смотрите также

Саббатай Цви

саддукеи

самиздат

Святые места в Эрец-Исраэль

Сифра