Сион

СИО́Н (צִיּוֹן, Цион, точнее Цийон; этимология неясна, возможно, `цитадель` или `укрепление на холме`), холм в Иерусалиме, ставший символом этого города и Эрец-Исраэль.

До израильского завоевания так называлась стоявшая здесь крепость иевуситов (II Сам. 5:7; см. Иерусалим. Исторический обзор. Период Первого храма). После взятия крепости Давидом Сион получил еще одно название — Ир-Давид (Град Давидов; II Сам., I Ц. 8:1). Позднее название Сион стало включать и холм Офел (Миха 4:8; ср. Ис. 32:14), а иногда и Храмовую гору (Иоэль 4:17, 21 и в других местах). В эпоху Хасмонеев горой Сион называли Верхний город Иерусалима (I Макк. 7:32, 33). К 1 в. н. э. эта территория была обнесена стеной. Здесь же и сегодня проходит южная стена Старого города, построенная турками-османами в 16 в., с Сионскими воротами возле вершины холма.

В более узком смысле Сион являлся и остается местом ряда важных строений религиозного назначения. Так называемый Путешественник из Бордо (333) сообщает, что на Сионе сохранилась последняя из семи древних синагог, что подтверждается раскопками у северной стены предполагаемой могилы Давида. Эти места описывает и Биньямин из Туделы. В 12 в. крестоносцы построили здесь церковь Благовещения, перестроенную турками-османами в 1524 г. в мечеть Наби Дауд (Пророка Давида). После 1948 г. помещение вернулось в руки евреев, и здесь была вновь устроена синагога, ставшая одним из центров паломничества (см. Святые места в Эрец-Исраэль. Святые места иудаизма). Рядом находится небольшой музей Катастрофы и дом-музей скульптора Д. Паломбо.

Францисканскую церковь, перестроенную из небольшой церкви 1 в. (где, согласно традиции, сложилась первая иудеохристианская община), христиане связывают с местом Тайной вечери (см. Иисус; Святые места в Эрец-Исраэль. Святые места христианства в Эрец-Исраэль). Францисканцам же принадлежит монастырь с церковью Успения девы Марии (построены в 1936 г. на развалинах раннехристианских церквей 4 века). Рядом — греко-православное и армяно-григорианское кладбища, недостроенная армянская церковь.

Образ Сиона с древних пор вдохновлял поэтов (в библейские времена — пророков (см. Пророки и пророчество), для которых «дщерь Сиона» олицетворяла население Иерусалима или всей Иудеи). Знамениты «Сиониды» Иехуды ха-Леви. Сиону посвящены также многие поэтические произведения иврит новой литературы, в том числе стихотворение Н. Х. Имбера «Ха-Тиква», ставшее гимном Государства Израиль. Как основной символ древней родины Израиля слово «Сион» породило понятие сионизм и вошло в названия ряда еврейских организаций.

Слово Сион (שִׂיאֹן), упомянутое в Библии как второе название горы Хермон (Второзаконие 4:48), и слово Цион (צִיּוֹן) в русской передаче оказались омофонами.

Смотрите также

Саба

савораи

самоубийство

Слуцкий Борис

Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1945–53 гг.