Сицилия

СИЦИ́ЛИЯ, остров в Средиземном море, ныне часть Италии. По археологическим данным, евреи жили на Сицилии (в частности, в городах Палермо, Катания и Сиракузы) уже в 1 в. н. э., когда остров входил в состав Римской империи. Здесь родился выдающийся литературный критик, ритор и историк Цецилий из Калакте (1 в. н. э.). К середине 5 в., когда на Сицилию вторглись вандалы, в Сиракузах существовала синагога, которая была ими разрушена. В 598 г. синагога Палермо была по приказу епископа этого города конфискована и превращена в церковь, однако после вмешательства папы римского Григория I власти вернули евреям находившиеся в ней культовые предметы и возместили общине убытки. По сохранившимся сведениям, в конце 6 в. в Сиракузах, Катании и Агридженто наряду с евреями жили и самаритяне. Во второй половине 9 в., когда Сицилия перешла под власть арабов, многие евреи были ввезены на остров в качестве рабов, а затем выкуплены единоверцами. В период арабского владычества евреи Сицилии имели статус зимми и должны были платить подушную подать (джизья) и налог на недвижимость (харадж), а также носить отличительный знак с изображением обезьяны; им разрешалось владеть недвижимостью, но запрещалось строить новые синагоги. Как явствует из документов, обнаруженных в Каирской генизе, общины Сицилии поддерживали тесные связи с единоверцами в Египте. В 1072 г., когда Сицилию завоевали норманны, евреи перешли под покровительство короны, получили автономию судебную и, став полноправными гражданами, обрели возможность владеть любой собственностью, исключая рабов-христиан, и заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. В то же время новые правители острова (создавшие в 1130 г. Сицилийское королевство) продолжили сбор подушной подати, добавив к ней налог в пользу христианской церкви.

В 12–13 вв. еврейские общины существовали в Палермо, Катании (где было два квартала еврейских), Сиракузах и Мессине. По сообщению Биньямина из Туделы, в начале 1170-х гг. в Палермо жили полторы тысячи евреев (или еврейских семей), в Мессине — двести. Король (впоследствии — император Священной Римской империи) Фридрих II Гогенштауфен (правил Сицилией в 1197–1250 гг.) предоставил евреям монополию на крашение тканей, а также на шелкоткачество, зачинателями которого в Сицилии и во всей Италии стали еврейские мастера, вывезенные норманнским королем Роджером II из Греции в 1147 г. В 1239 г. Фридрих II разрешил евреям, захваченным в плен на острове Джерба и привезенным в 1223 г. на Сицилию, создать свою общину, назначить раввина и выстроить синагогу; выходцам с Джербы была отдана в аренду королевская пальмовая плантация и предоставлена концессия на выращивание хны, индиго и других тропических растений. При дворе Фридриха II высокие должности казначея и лейб-медика занимали сицилийские евреи. Вместе с тем, король время от времени отдавал распоряжения, направленные против евреев: в 1211 г. он передал общину Палермо под юрисдикцию церкви, а позднее приказал евреям Сицилии носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан.

Король Сицилии Карл I Анжуйский (правил в 1268–82 гг.) поддерживал контакты с еврейскими учеными, например, с Фараджем бен Шломо из Агридженто и с Моше из Палермо; это не помешало ему, однако, отдать в 1270 г. приказ о конфискации и сожжении всех экземпляров Талмуда, имевшихся на острове. В конце 13 в. – начале 14 в., когда власть на Сицилии перешла к младшей ветви Арагонской династии, положение евреев ухудшилось. Король Федерико II (правил в 1296–1337 гг.) предписал им носить отличительный знак и запретил поступать на государственную службу, лечить христиан и нанимать их в качестве слуг, строить новые синагоги. Евреи были вынуждены жить в обособленных кварталах (см. Кварталы еврейские), платить особые налоги (помимо податей, взимавшихся со всех жителей острова), а в некоторых городах (например, в Палермо и в Марсале) — слушать проповеди христианских священников, призывавших их креститься. Антиеврейская пропаганда, которую вели католические проповедники, неоднократно приводила к погромам (например, в Палермо в 1339 г.). В 1347 г. на общину Мессины был возведен кровавый навет; несколько евреев были казнены. С середины 14 в. на Сицилии действовала инквизиция, однако в 1375 г. король Федерико III (правил в 1355–77 гг.) запретил содержать евреев в ее тюрьмах и проводить судебные процессы над евреями без участия представителей светской власти. При Федерико III многие антиеврейские установления Федерико II были существенно смягчены, а запрет на строительство синагог отменен. В то же время Федерико III восстановил ношение отличительного знака (кружка из красного сукна).

В 14–15 вв. еврейское население Сицилии постепенно увеличивалось; почти во всех городах возникли общины, каждая из которых имела свою синагогу, микве, кладбище, странноприимный дом и больницу. В Сиракузах в начале 15 в. жили свыше 5600 евреев (около 40% всего населения), в Мессине в 1453 г. — 180 еврейских семей, в Палермо в 1478 г. — 850 семей (по сообщению рабби Овадии Бертиноро). Евреи Сицилии занимались торговлей, ремеслом (крашением тканей, шелкоткачеством, обработкой железа и меди), рыболовством, земледелием, а также работали по найму (в частности, носильщиками). Они пользовались широкой автономией: во главе каждой общины стояло выборное правление, число членов которого колебалось от 3 до 12 человек. Текущими административными, финансовыми и религиозными делами в больших городах ведал исполнительный совет, в который в Палермо входили три члена правления (проти по-итальянски, мемунним на иврите), избиравшиеся на три месяца. Только с их санкции проводилась служба в синагоге, заключались и расторгались браки, осуществлялся убой ритуальный. Проти имели право конфисковывать имущество злостных неплательщиков налогов, особенно государственных, за своевременную уплату которых община несла коллективную ответственность. Для решения вопросов особой важности время от времени созывалось собрание всех членов общины. Гражданские дела, касавшиеся только евреев, и религиозные преступления были подсудны даянам, которые могли приговорить виновного к телесному наказанию, тюремному заключению, и, по сообщению рабби Овадии Бертиноро, — к смертной казни. В 1393 г. король Мартин V (правил в 1392–1410 гг.) предоставил бет-дину Палермо полномочия высшей апелляционной инстанции для всех еврейских общин Сицилии, а в 1395 г. учредил должность верховного еврейского судьи острова (дьенкелеле), назначив на нее своего лейб-медика Иосифа Абенафию (умер в 1408 г.). В 1447 г., уступая настойчивым просьбам руководителей общин, которые считали, что само существование института дьенкелеле наносит ущерб их прерогативам, власти упразднили эту должность.

Мартин V защищал евреев от произвола христианского духовенства и нападений черни; вскоре после вступления на престол он наказал зачинщиков массового крещения насильственного в Монте-Сан-Джулиано, в ходе которого погибли несколько евреев, и разрешил всем, кто был силой обращен в христианство, вернуться к иудаизму. Позднее были предотвращены погромы в Сиракузах и Марсале. Вместе с тем, многим общинам приходилось покупать покровительство королевской власти, делая значительные одноразовые взносы в государственную казну (евреи городов Палермо, Трапани и Шакка сделали такой взнос в 1406 г., евреи Катании — в 1408 г.). Не увенчалась успехом попытка короля освободить евреев Марсалы от унизительной обязанности два раза в год являться в церковь со свитками Торы, дабы слушать там проповедь, подвергаясь насмешкам толпы. Мартин V неоднократно использовал евреев как дипломатических агентов, например, во время переговоров с правителем Туниса в 1403 г. и 1409 г.

Пребывание на престоле арагонского короля Альфонса V (на Сицилии — Альфонсо I в 1416–58 гг.) ознаменовалось отменой большинства ограничительных законов, введенных в 14 в.: евреи получили право приобретать недвижимость и сдавать ее в аренду, жить вне отведенных для них кварталов, строить синагоги и школы, открывать кладбища; еврейским врачам было вновь разрешено пользовать христиан. Насильственные крещения и принуждение евреев к прослушиванию проповедей строго запрещались. В 1455 г. несколько евреев, пытавшихся тайно уехать из Сиракуз и Катании в Эрец-Исраэль, были арестованы и брошены в тюрьму, однако позднее король разрешил им покидать остров небольшими группами. Во второй половине 15 в. отношения между евреями и христианами резко обострились; начались нападения на еврейские общины: 360 человек, среди них женщины и дети, были убиты в 1474 г. в Модике, в городе Ното погибли около 500 евреев. Власти, как правило, наказывали организаторов и участников нападений, что, однако, не предотвращало новые (в 1483 г. — в Марсале, в 1487 г. — в Сиракузах, в 1488 г. — в Корлеоне и других городах). Непрерывные погромы привели к обнищанию евреев Сицилии, так что королю пришлось даже снизить взимавшиеся с них налоги. В 1489 г., когда евреи острова пожертвовали значительную сумму на снаряжение королевской армии, Фернандо Арагонский (см. Фердинанд и Изабелла) пожаловал им ряд льгот, но уже через три года, 31 мая 1492 г., издал указ, предписывавший всем евреям покинуть Сицилию в течение трех месяцев (позднее срок был продлен до 12 января 1493 г.). Просьбы представителей общин и ходатайства приближенных короля, указывавших, что изгнание нанесет непоправимый ущерб экономике острова, не возымели действия, и к 31 декабря 1492 г. почти все евреи, жившие на Сицилии (около 37 тысяч человек, в том числе по пять тысяч из Палермо и Сиракуз, 2400 – из Мессины), уехали с острова; лишь немногие приняли христианство. Большинство переселилось в Неаполитанское королевство (откуда их также изгнали в 1510 г.) и в Рим, другие — в Стамбул, Салоники и другие города Османской империи (см. Турция). Почти во всех этих местах возникли самостоятельные общины сицилийских евреев.

В 11–15 вв. Сицилия была одним из центров еврейской культуры. Среди выдающихся ученых и писателей Сицилии — талмудист Мацлиах бен Элияху ибн ал-Базак (11 в.; учитель Натана бен Иехиэля Римского), врач и переводчик Фарадж (Моше) бен Шломо из Агридженто (13 в.), переводчик Моше из Палермо (вторая половина 13 в.), врач, поэт и переводчик Ахитув бен Ицхак (конец 13 в.), экзегет и полемист Ахарон Абульраби (родился, по-видимому, в 1376 г. – умер не ранее 1430 г.), астроном и поэт Ицхак бен Шломо бен Цаддик Алхадиб (1396?–1429?), поэт и врач Моше бен Ицхак Ремос (1406?–1430?; был приговорен к смерти по ложному обвинению в отравлении пациента-христианина и казнен после отказа креститься в обмен на помилование). Евреи Сицилии поддерживали духовные связи с единоверцами в Италии, Испании, Провансе, Египте и Эрец-Исраэль. В 1279–82 гг. в Мессине жил каббалист (см. Каббала) Аврахам бен Шмуэль Абул‘афия. В 1487–88 гг. рабби Овадия Бертиноро провел несколько месяцев в Палермо и Мессине.

В 16–17 вв. пребывание евреев на Сицилии было категорически запрещено. Немногочисленные новые христиане подвергались преследованиям со стороны инквизиции; из 21 человека, выведенного 30 мая 1541 г. на аутодафе, 19 были этническими евреями. В 1695 г., 1702 г., 1728 г. и 1740–46 гг. власти Королевства обеих Сицилий (в которое входили Сицилия и южная часть Италии) неоднократно приглашали евреев вернуться на остров, обещая предоставить им свободу вероисповедания и экономической деятельности. Однако лишь несколько человек откликнулись на эти призывы и поселились в Палермо.

Только в начале 1920-х гг., когда в город стали прибывать отдельные семьи из Центральной и Восточной Европы, в Палермо образовался миньян. В 1937–38 гг., после принятия в Италии антисемитских расовых законов, большинство евреев вновь покинуло Сицилию. В конце 1960-х гг. на острове жили около пятидесяти евреев, в том числе в Палермо — семь семей.

Смотрите также

Саксония

Сан-Паулу

Себеж

Сион

Соединённых Штатов Америки литература