Танжер

ТАНЖЕ́Р (по-арабски Танжа, в древности Тингис), город в Марокко, на берегу Атлантического океана у входа в Гибралтарский пролив. В древности — поселение финикийцев, а затем карфагенян. Археологические находки позволяют предположить, что евреи жили здесь еще в античные времена. По сообщению Аврахама Ибн Дауда, примерно в 1148 г. Альмохады изгнали евреев из Танжера (см. Испания). Во время изгнания из Испании (1492 г.) многие беженцы нашли пристанище в Танжере. В 1541 г., когда город находился под португальским управлением, сюда иммигрировали евреи, однако инквизиция вскоре запретила им находиться в Танжере. В 1661 г., когда Танжер перешел к Великобритании, англичане привлекли в город мусульман и евреев из расположенных неподалеку городов Лараш и Эль-Каср-эль-Кебир. Наряду с выходцами из этих городов в Танжере поселились также евреи из Нидерландов. В 1675 г. между этими двумя группами возник острый конфликт, и раввины Тетуана, под чьим духовным руководством находилась община Танжера, наложили херем на общину голландских евреев. В 1677 г. евреи были изгнаны из города, однако стали вновь селиться в нем в 1680 г.

Танжерский еврей Шломо Париенте был главным советником и переводчиком при четырех английских губернаторах, другой танжерский еврей, Шмуэль де Паз, был дипломатом на английской службе. По поручению английских губернаторов Танжера глава тетуанской общины Я‘аков Фалькон выполнил ряд деликатных дипломатических миссий. Под властью англичан евреи широко участвовали в городской торговле, однако когда в 1684 г. англичане оставили Танжер, все евреи, за исключением нескольких ремесленников, покинули город.

С оккупацией Гибралтара англичанами (1709) роль Танжера возросла. В 1724 г. в нем был лишь один крупный еврейский торговец — Аврахам Бенамор из Мекнеса; он организовал в городе новую еврейскую общину, которая насчитывала около 150 человек, большей частью выходцев из Мекнеса. В 1744 г. евреи города назначили раввина Иехуду Хадида, первого даяна Танжера, главой общины. Казначей султана, Моше Маман из Мекнеса, побудил нескольких крупных еврейских торговцев из Тетуана, и особенно из Сале (Сале-Раббата), направить своих коммерческих агентов в Танжер, где им были обещаны налоговые льготы. Когда в 1772 г. христианам было запрещено проживать в Тетуане, ряд европейских консульств был переведен в Танжер; за консулами последовали их еврейские переводчики, которым их статус давал определенные привилегии. Вслед за переводом европейских консульств в Танжер губернатор приказал ряду своих еврейских советников также поселиться там, а султан Мулай Язид наложил на евреев города, в подавляющем большинстве — бедняков, налог, который община не могла выплатить.

В 1808 г. в Танжере насчитывалось не более восьмисот евреев; к 1835 г. их число возросло до двух тысяч, однако община оставалась бедной. В городе жили лишь несколько крупных еврейских торговцев, некоторые из них находились под покровительством европейских держав, которым они оказывали важные услуги. Во время французской бомбардировки города в 1844 г. евреи Танжера не пострадали и в ознаменование этого праздновали Пурим, известный как Пурим де лас бомбас (см. Пурим местный).

Экономическое положение общины несколько улучшилось с переселением в Танжер группы евреев из Тетуана. В 1860-х гг. община насчитывала около 3,5 тыс. человек; в 1864 г. в городе были открыты школы Альянса. Тем не менее, испанское влияние, основными проводниками которого были тетуанские евреи, оставалось преобладающим: все евреи Танжера говорили по-испански. Евреи города внесли решающий вклад в становление марокканской прессы, единственным центром которой был Танжер; Бен-Айон был редактором первой газеты в Танжере (1870), Леви Кохен — основателем и редактором второй газеты — «Ле ревей дю Марок» (1884); за ними последовали газеты на французском, испанском, английском и арабском языках. Пресса призывала к европеизации Марокко; сотрудничавшие в ней еврейские журналисты и поэты в своем большинстве писали по-испански.

Испания была заинтересована в превращении Танжера в международный город. В 1923 г. Танжере проживало около десяти тысяч евреев (с 1923 по 1956 гг. город с прилегающей территорией имел международный статут). Многие евреи города вскоре переселились в Касабланку или эмигрировали в Южную Америку. В Танжере были основаны еврейские больницы и многочисленные филантропические учреждения; в образованных кругах началось возрождение еврейской культуры и появился интерес к идеям сионизма. В 1939–40 гг. многие евреи из стран Восточной Европы нашли убежище в Танжере; местная община оказала им значительную помощь в устройстве, и часть беженцев стала постоянными жителями города. В 1948 г. в так называемой интернациональной зоне Танжера жили около двенадцати тысяч евреев; в последующие два года сюда переселилось около двух тысяч евреев из Испанского Марокко; в 1951 г. число евреев достигло пятнадцати тысяч. С получением Марокко независимости (1956) Танжер подпал под марокканское влияние, в то время как Испания стремилась к усилению своего влияния в городе. Некоторые из местных еврейских лидеров пытались сохранить общину, насчитывавшую в эти годы около семнадцати тысяч человек, однако уже начавшаяся эмиграция продолжала усиливаться. Выходцы из Танжера составили значительную часть новой еврейской общины Мадрида; другие переселились в Женеву, а также Канаду и США. Лишь несколько сотен танжерских евреев поселились в Израиле.

Евреи города были представлены тремя депутатами в Танжерском законодательном совете, а глава раввинского суда был официальным представителем общины. Численность еврейского населения города постоянно сокращалась, особенно после аннексии Танжера Марокко в 1957 г. (в 1968 г. — четыре тысячи человек, в 1970 г. — 250 человек). В конце 1980-х гг. в городе оставалось лишь несколько десятков еврейских семей.

Смотрите также

Танхума

Телесин Зяма

Тренто

Трунк Иехиэль Иеша‘я

Туро Джуда