Трансильвания

ТРАНСИЛЬВА́НИЯ (по-румынски также Ардял, по-венгерски Эрдели, по-немецки Зибенбюрген), историческая область в Восточной Европе, ныне входит в состав Румынии.

Согласно легенде, первые евреи прибыли в Трансильванию в 5 в. до н. э. в свите персидского царя Ксеркса I, который бежал сюда после того, как в битве при Саламине греки разгромили его флот. Поскольку в 1–3 вв. среди народов, населявших Дакию (сначала независимое государство, а затем римскую провинцию), были и евреи, высказывалось предположение, что они могли жить и на входившей в ее состав территории современной Трансильвании. Во второй половине 15 в. – первой половине 16 в. некоторые города области, в частности, Брашшу (немецкий Кронштадт, ныне Брашов) и Колошвар (немецкий Клаузенбург, ныне Клуж), посещали евреи-торговцы, однако постоянное еврейское население в ней не упоминается до второй половины 16 в., когда Трансильвания стала княжеством. Поскольку она находилась в вассальной зависимости от Османской империи (см. Турция) и поддерживала с ней тесные экономические связи, в Трансильванию стали переселяться турецкие евреи, главным образом сефарды. К концу 1570-х гг. им была предоставлена возможность проживать по крайней мере в одном городе княжества; об этом свидетельствует датированное 1578 г. постановление народного собрания Трансильвании: «Грекам, равно как и евреям, возбраняется вести торговлю где-либо, кроме тех мест, которые отведены для их проживания». Не позднее 1591 г. в столице княжества, городе Дьюлафехервар (немецкий Карлсбург, ныне Алба-Юлия) возникла еврейская община и начал действовать бет-дин. Тогда же евреям разрешили селиться в Колошваре.

Указом великого князя Габора Бетлена от 1623 г. (подтвержден народным собранием в 1627 г.) евреям была гарантирована свобода вероисповедания и дозволена торговля по всей Трансильвании. Они получили также право жить в укрепленных городах, однако вскоре Дьёрдь I Ракоци (1630–48) ограничил его, постановив, что оно распространяется только на Дьюлафехервар. Народное собрание закрепило это ограничение в законодательном кодексе, принятом им в 1653 г., потребовав также, чтобы евреи и греки носили отличительный знак (на практике введен не был; зачастую не соблюдался и запрет на проживание в городах). В 1673 г. в Дьюлафехерваре произошли антиеврейские беспорядки; несмотря на это, великий князь Михай I Апаффи вновь подтвердил, что в его владениях евреи имеют право беспрепятственно исповедовать свою веру и вести торговлю.

После того, как в 1687 г. Трансильвания перешла под власть Австрии, местные магнаты стали приглашать в свои поместья ашкеназов из Польши и других стран Центральной и Восточной Европы. Численность сефардов, напротив, начала снижаться, и к середине 18 в. ашкеназы, впервые появившиеся в Трансильвании столетием ранее, составили большинство ее еврейского населения (в 1766 г. — около двух тысяч человек). Австрийская администрация оставила в силе запрет на проживание евреев в городах (за исключением Карлсбурга). В Клаузенбурге к 1780 г. насчитывалось восемь еврейских семей, а к концу 1810-х гг. численность общины этого города не превышала 40 человек (в 1807 г. они открыли молельню, в 1818 г. — синагогу, в 1837 г. организовали похоронное общество (хевра каддиша), однако приобрести участок под кладбище смогли лишь в 1843 г., поскольку с 1784 г. действовал введенный муниципалитетом запрет на продажу евреям земли и другой недвижимости). В Торенбурге (венгерский Торда, ныне Турда) евреи жили с конца 18 в. (не позднее 1830-х гг. они объединились в общину); в Кронштадте первые еврейские семьи поселились в 1826 г. В 1825 г. общая численность евреев Трансильвании составляла 5175 человек, в 1848 г. — около пятнадцати тысяч человек. С 1754 г. их духовными делами ведал верховный раввин области, живший в Карлсбурге.

В результате революционных событий 1848 г. в Австрии запрет на постоянное жительство евреев в городах Трансильвании был снят; вскоре после этого еврейские общины образовались в Бистрице (венгерский Бестерце), Херманштадте (венгерский Надьсебен, ныне Сибиу) и ряде других мест. Устранение дискриминационных ограничений и сравнительно быстрое промышленное развитие области способствовали росту ее еврейского населения, во многом за счет притока переселенцев из Галиции и Буковины. В 1867 г., когда Трансильвания вошла в состав Венгрии (в рамках двуединой Австро-Венгерской монархии) и евреи получили равные с христианами гражданские права, численность еврейского населения области составила около двадцати пяти тысяч человек, в 1880 г. — около тридцати тысяч; в 1900 г. в Трансильвании жили 53 065 евреев (2,2% всего населения), в 1910 г. — 64 674 (2,4%). Особенно быстро росла еврейская община Клаузенбурга (в 1857 г. — 231 человек, в 1869 г. — 994 человека, в 1891 г. — 2414 человек, в 1910 г. — 7046 человек). В Карлсбурге в 1891 г. насчитывалось 1357 евреев, в 1910 г. — 1586; в Херманштадте в 1850 г. — 478, в 1890 г. — 1307; в Торенбурге в 1861 г. — 175, в 1870 г. — 203, в 1900 г. — 326, в 1910 г. — 482; в Бистрице в 1891 г. — 718, в 1900 г. — 1316; в Кронштадте в 1865 г. — 103, в 1900 г. — 1198. Большие синагоги были возведены в Клаузенбурге (в 1850 г. и в 1887 г.) и Херманштадте (1890). Во всех крупных общинах открылись еврейские школы. В Клаузенбурге в 1883 г. недолгое время выходила еврейская газета на немецком языке «Зибенбюрген исраэлит», в 1910 г. начала действовать еврейская типография (просуществовала до Второй мировой войны).

В середине 19 в. евреи Трансильвании занимались главным образом коммерцией и ремеслом, к концу столетия значительно увеличилось число представителей свободных профессий — журналистов, адвокатов, врачей. Еврейские предприниматели внесли заметный вклад в индустриализацию области, особенно в железнодорожное строительство. Начиная с 1860-х гг., евреи принимали активное участие в политической и культурной жизни Трансильвании: так, еврейские антрепренеры из Клаузенбурга сыграли важную роль в развитии местного театра, а позднее — в становлении венгерского кинематографа. В университете Клаузенбурга училось немало еврейских студентов и было несколько профессоров-евреев.

До середины 19 в. подавляющее большинство евреев Трансильвании вело традиционный образ жизни; с конца 18 в. среди них было немало хасидов (см. Хасидизм). В то же время постепенно усиливалось влияние сторонников Хаскалы и реформизма в иудаизме. На съезде представителей трансильванского еврейства, состоявшемся в 1866 г. в Клаузенбурге, было решено объединить общины области под единым руководством, однако провести это решение в жизнь не удалось из-за организационного размежевания в 1868–70 гг. ортодоксов и реформистов («неологов») в Венгрии (в состав которой к тому времени вошла Трансильвания; см. также Реформизм в иудаизме). Во многих населенных пунктах области ортодоксы и «неологи» образовали отдельные общины, каждая из которых имела своего раввина, синагогу, а нередко и школу. В некоторых местах (в частности, в Карлсбурге и Клаузенбурге) сохранились или были восстановлены впоследствии единые организационные структуры (так называемые общины статус-кво). В 1879 г. перестал действовать верховный раввинат Трансильвании. Во второй половине 19 в. в среде трансильванского еврейства усилились ассимиляционные процессы, многие его представители (прежде всего образованные и состоятельные люди) испытали сильное воздействие венгерской, а на юге области (в частности, в Кронштадте), где проживало много «саксов» (потомков выходцев из Германии), — также и немецкого языка и культуры. Вместе с тем, на рубеже 19–20 вв. в Трансильвании начало развиваться еврейское национальное движение: сионистские организации (см. Сионизм) возникли, в частности, в Херманштадте и Бистрице.

В 1918–40 гг. Трансильвания входила в состав Румынии. Численность еврейского населения области в этот период продолжала расти: в Клуже в 1920 г. жили 10 633 еврея, в 1930 г. — 13 504; в Бистрице в 1930 г. жили 2198 евреев, в 1941 г. — 2358; в Брашове в 1930 г. — 2594; в Турде в 1930 г. — 852; в Сибиу в 1920 г. — 1310, в 1941–1361; лишь в Алба-Юлии число евреев немного уменьшилось (в 1920 г. — 1770 человек, в 1930 г. — 1558). К концу 1930-х гг. евреи составляли 1,8% всего населения Трансильвании. В области существовало несколько десятков еврейских общин, как ортодоксальных, так и «неологических»; «общины статус-кво» большей частью прекратили свое существование. В Сибиу в 1923 г. образовалась сефардская община. Руководящие органы объединения ортодоксов Трансильвании и ряда других территорий, вошедших вместе с нею в состав Румынии, располагались в Бистрице, а затем в Турде; признанным центром трансильванских реформистов стал Клуж. Во многих населенных пунктах работали еврейские учебные заведения, как религиозные, так и светские; крупнейшим из них была средняя школа общества Тарбут с преподаванием на иврите, действовавшая в Клуже в 1920–27 гг. (в ней учились дети и из других городов). Там же в 1918–40 гг. печаталась популярная еврейская газета на венгерском языке «Уй келет» (первоначально выходила раз в неделю, затем ежедневно; главный редактор с 1919 г. — Э. Й. Мартон, 1896–1960). В Турде в 1933–40 гг. публиковался ортодоксальный еженедельник «Хумеш».

После Первой мировой войны в Трансильвании резко возросло влияние сионистского движения, центром которого до 1927 г. был Клуж. Во всех городах и поселках со сколько-нибудь значительным еврейским населением возникли секции основных сионистских партий; они активно включились в политическую борьбу и в ряде случаев сумели добиться успеха. Так, в 1919 г. один из лидеров трансильванских сионистов Э. Й. Мартон был избран в муниципальный совет Клужа и назначен заместителем мэра, а в 1926 г. несколько представителей Трансильвании вошли в число первых еврейских депутатов румынского парламента. Широкой поддержкой еврейского населения области пользовалась Еврейская партия, учрежденная по инициативе сионистов в 1930 г. и просуществовавшая до 1938 г. Трансильванские евреи входили также в «исторические» румынские партии (Национально-либеральную и Национальную крестьянскую), Социал-демократическую партию, подпольные коммунистические ячейки, участвовали в венгерском национальном движении.

После Первой мировой войны в Трансильвании, как и во всей Румынии, значительно усилился антисемитизм. Уже в 1922 г. в Университете Клужа по требованию студентов-христиан была впервые в стране введена процентная норма. Во второй половине 1920-х гг. в городах области начали создаваться секции правоэкстремистской организации Союз Михаила Архангела (с 1929 г. — Железная гвардия), выступившей под юдофобскими лозунгами; крупным центром ее деятельности стала Алба-Юлия. В декабре 1927 г. погром, учиненный студентами — членами Союза Михаила Архангела в городе Орадя-Маре, перекинулся на Клуж и населенные пункты, расположенные вдоль железнодорожной линии Орадя–Клуж. После прихода нацистов к власти в Германии (январь 1933 г.) большинство «саксов» Южной Трансильвании объявили себя сторонниками национал-социализма; однако их объединения не предпринимали насильственных действий против евреев, ограничиваясь экономическим бойкотом. В середине 1930-х гг., когда румынские власти начали проводить политику, направленную на вытеснение евреев из народного хозяйства, экономическое положение трансильванского еврейства заметно ухудшилось, в общинах появилось много неимущих. Еврейские организации области активизировали благотворительную деятельность; было создано бюро по трудоустройству евреев, лишившихся работы в результате «румынизации» предприятий или краха частных еврейских фирм. В декабре 1937 г., когда правительство Румынии возглавили ярые антисемиты О. Гога и А. Куза, сионистские ассоциации Трансильвании приступили к созданию подпольных групп самообороны. Одновременно велась работа по расширению алии трансильванских евреев (началась вскоре после Первой мировой войны).

В сентябре 1940 г., в результате так называемого II Венского арбитража, Румыния передала Северную Трансильванию под власть Венгрии, правительство которой немедленно распространило на вновь присоединенные территории действовавшие в ней антиеврейские ограничительные законы. Евреев изгоняли из государственных и муниципальных учреждений, адвокатских контор; в средних школах вводилась процентная норма (еврейские дети не должны были составлять более 4% общего числа учащихся). Во многих местах власти запретили сионистские объединения; в первый же день работы венгерской администрации в Клуже была закрыта газета «Уй келет» (в 1948 г. Э. Й. Мартон возобновил ее издание в Израиле). Многие евреи остались без средств к существованию; помощь им оказывали централизованные благотворительные организации, в которых «неологи» сотрудничали с ортодоксами. В октябре 1940 г. в Клуже открылась еврейская средняя школа для мальчиков и девочек, куда позднее стали принимать исключенных из общих учебных заведений, а также детей из небольших населенных пунктов. Нелегальные и полулегальные сионистские группы в Северной Трансильвании и Венгрии начали тайно переправлять местных евреев, а также беженцев из Польши и Словакии в Румынию, откуда их пытались доставить морским путем в Эрец-Исраэль.

В 1942 г. венгерское военное командование мобилизовало из еврейских общин Северной Трансильвании многих мужчин призывного возраста в рабочие батальоны, направлявшиеся главным образом в прифронтовую полосу на территорию Советского Союза, где значительная часть мобилизованных погибла от лишений и непосильного труда. Когда в марте 1944 г. германские войска оккупировали Венгрию, все еврейские организации были запрещены. В апреле того же года евреев Северной Трансильвании согнали в гетто, откуда вскоре почти всех депортировали в концентрационные лагеря и лагеря смерти (большей частью в Освенцим); лишь немногим удалось уйти в подполье или бежать в Румынию. Бо́льшая часть депортированных погибла; несколько сот трансильванских евреев, отправленных в Берген-Бельзен, были в августе и декабре 1944 г. вывезены в Швейцарию благодаря усилиям Р. Р. Кастнера (уроженца Клужа). Нацисты и их пособники разрушили многие синагоги Северной Трансильвании.

В Южной Трансильвании, оставшейся в составе Румынии, власти конфисковали в 1940–42 гг. имущество еврейских общин (в том числе принадлежавшую им недвижимость), многие фабрики и магазины, которыми владели евреи, согнали еврейское население деревень и небольших городов в крупные центры. Позднее мужчин призывного возраста стали отправлять в рабочие батальоны. В то же время, религиозная и благотворительная деятельность общин осуществлялась без помех. Сионистские организации и молодежные движения были запрещены в августе 1942 г., но продолжали действовать в подполье, проводя, в частности, тайные операции по переправке евреев из Венгрии в Румынию; основной базой таких операций стала Турда, расположенная близ новой венгерско-румынской границы.

Осенью 1944 г., после того, как Румыния присоединилась к антигитлеровской коалиции, венгерские и немецкие войска заняли Турду и некоторые другие города Южной Трансильвании, однако быстрое наступление советской армии помешало нацистам депортировать из них евреев. По окончании Второй мировой войны во вновь присоединенную к Румынии Северную Трансильванию вернулась часть депортированных и стали переселяться евреи из Южной Трансильвании, Буковины и других регионов. С 1945 г. началась массовая репатриация евреев из обеих частей Трансильвании в Эрец-Исраэль. К 1947 г. численность еврейского населения Клужа составила около 6500 человек, Бистрицы — около 1,3 тыс. человек, Алба-Юлии — 2070 человек, Сибиу — 2020 человек Были восстановлены общинные учреждения, активную деятельность развернули сионистские организации и созданный под эгидой компартии Еврейский демократический комитет. В конце 1948 г. – начале 1949 г. коммунисты, захватившие власть в стране, ликвидировали сионистские объединения или заставили их объявить о самороспуске. Тем не менее, массовая алия трансильванских евреев продолжалась и в 1950–60-х гг., в результате чего к началу 1970-х гг. еврейское население области сократилось до нескольких тысяч человек. В 1970–71 гг. в Клуже насчитывалось около 1100 евреев, в Брашове — около двух тысяч, в Сибиу — 125 человек, в Турде — 150; в Бистрице в 1969 г. жили две еврейских семьи. В Клуже, Брашове, Алба-Юлии, Турде и некоторых других местах существовали еврейские общины (находившиеся под полным контролем властей), действовали синагоги (главным образом по субботам и праздникам); в Клуже и Брашове работали благотворительные столовые, где соблюдался кашрут. В середине 1990-х гг. в Трансильвании жили не более двух–двух с половиной тысяч евреев. В 1990 г. открылся Институт иврита и еврейской истории при Университете Клужа.

В Трансильванию нередко включают Восточный Банат, Марамуреш и некоторые другие территории, отошедшие вместе с ней к Румынии после Первой мировой войны. О евреях в этих землях см. Австрия, Венгрия, Румыния, Тимишоара.

О секте сомбатош («субботников»), существовавшей в Трансильвании в 16–19 вв., см. Иудействующие.

Смотрите также

терапевты

Толлер Эрнст

Толстой Иван

трёхнеделье

Тувим Юлиан