Триест

ТРИЕ́СТ (по-итальянски Трие́сте), портовый город на севере Италии. Согласно некоторым предположениям, евреи жили в Триесте уже в 11 в., однако первые достоверные сведения о них восходят к концу 14 в., когда город перешел под власть Австрии (1382), и в него начали переселяться ашкеназы из Германии; некоторые из них находились под юрисдикцией австрийских герцогов, а другие подчинялись местным властям. До 17 в. включительно евреи Триеста занимались в основном кредитным делом (см. Ссуда денежная) и торговлей; в 14 в. один из них занимал официальную должность городского банкира, и его контора располагалась в здании муниципалитета. В 1583 г. власти предприняли попытку изгнать евреев из города, однако она не увенчалась успехом. В 1693 г. муниципалитет решил создать в Триесте гетто; евреи повели борьбу против этого решения, но в 1697 г. потерпели поражение.

В 17 в. в Триесте насчитывалось около 60 евреев, в 1735 г. — около 100, в 1788 г. — 670; уже к середине 18 в. многие из них вновь проживали за пределами гетто. Главными занятиями евреев Триеста стали ремесло и коммерция; некоторые торговцы были поставщиками австрийского двора. После того, как император Иосиф II издал в 1782 г. «Указ о терпимости» (см. Австрия), положение еврейской общины Триеста значительно упрочилось; в 1785 г. были снесены ворота гетто. В городе открылась одна из первых в Австрии еврейских школ с преподаванием на немецком языке, созданных в соответствии с «Указом о терпимости» и при активной поддержке Н. Г. Вессели. Многие евреи Триеста с энтузиазмом встретили Великую французскую революцию, а позднее стали горячими поклонниками Наполеона I. В 1809–13 гг., когда город входил в состав Иллирийских провинций (вассального от Франции государства, созданного Наполеоном I), евреи пользовались здесь равными с христианами гражданскими правами, однако с возвращением Триеста под власть Австрии утратили их; эмансипация триестского еврейства завершилась лишь в 1860-х гг.

В конце 18 в. – начале 20 в. численность еврейского населения Триеста, ставшего в то время коммерческим центром мирового значения, быстро росла и к 1931 г. достигла 5025 человек, а к 1938 г. — приблизительно шесть тысяч человек. Триестские евреи были среди активных участников итальянского национального возрождения (Рисорджименто) и так называемого ирредентистского движения (участники которого боролись за присоединение к Италии всех территорий, населенных итальянцами, в том числе и Триеста). В 1860-х гг. в Триесте работала еврейская типография И. Кохена (выпустившая, в частности, в 1864 г. Пасхальную хаггаду с параллельным переводом на итальянский язык), в 1862–1915 гг. выходила еврейская газета «Иль коррьере исраэлитико» (на итальянском языке), в 1912 г. начала действовать большая синагога. В 19 в. – начале 20 в. в Триесте жили и работали: поэтесса Рахель Морпуго (1790–1871), писавшая на иврите; филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик раввин Ш. Д. Луццато; философ, поэт, историк иврита В.(Х.) Кастильони (1840–1911), писатель Итало Свево (действие многих его произведений происходит в Триесте); в 1912–18 гг. раввином города был видный религиозный деятель и активный сторонник сионизма Ц. П. Хайес (1876–1927), выпускавший здесь периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико».

В 1937–38 гг. в Триесте (как и во всей Италии, в составе которой он находился с 1919 г.) вступили в силу антисемитские расовые законы. Многие евреи покинули город, и к 1943 г. численность общины сократилась до 2,3 тыс. человек. 9 октября 1943 г., вскоре после оккупации Северной Италии германскими войсками, нацисты провели в Триесте первую облаву на евреев, а 20 января 1944 г. схватили стариков и больных, находившихся в общинном доме призрения. Всего из Триеста было депортировано 710 человек; близ города действовал единственный на территории Италии лагерь уничтожения. Доля евреев, перешедших в годы Катастрофы в католицизм, была в Триесте значительно больше, чем в других городах Италии. Некоторые евреи Триеста участвовали в партизанском движении (см. Сопротивление антинацистское); в боях с гитлеровцами особенно отличилась Рита Розани.

После окончания Второй мировой войны в Триесте оставалось свыше 1500 евреев; к 1965 г. их число сократилось (в основном из-за превышения смертности над рождаемостью) до 1052 человек, а к началу 1970-х гг. составило около тысячи человек. На рубеже 1960–70-х гг. в Триесте работала синагога, ашкеназский молельный дом, еврейская начальная школа и дом для престарелых. В середине 1990-х гг. в Триесте насчитывалось, по приблизительной оценке, 500–600 евреев.

Смотрите также

Тамра

Тетуан

Тиббониды

Триполи

Турков, семья