Тумаркин Иггаэль

ТУМА́РКИН Иггаэль (родился в 1933 г., Дрезден, Германия), израильский скульптор, живописец и график. Отец, М. Хельберг, немец, был директором театра; мать, Берта Гуревич, актриса. Вскоре родители разошлись, мать снова вышла замуж, и ребенок получил фамилию отчима. В 1935 г. семья Тумаркиных переехала в Эрец-Исраэль и поселилась в Тель-Авиве. В 1952–54 гг. Тумаркин служил в Армии обороны Израиля, затем учился и работал в Эйн-Ход. В 1955 г. Тумаркин был в Германии, где познакомился с Б. Брехтом и некоторое время работал художником в его театре «Берлинер ансамбль». С этого времени и до 1961 г. Тумаркин большую часть времени жил в Европе, время от времени возвращаясь в Израиль; оформлял спектакли в театрах Германии, Голландии, Израиля. С начала 1960-х до конца 1970-х гг. Тумаркин много путешествовал, изучал культуры разных стран и разных периодов, что повлияло на его творчество. В 1975–77 гг. жил в Нью-Йорке. В конце 1970-х гг. Тумаркин окончательно поселился в Израиле.

Тумаркин не получил систематического художественного образования, его обучение и становление как художника происходило в кругу друзей-единомышленников в самых разных частях света. Тумаркин известен как скульптор, однако занимается и графикой, ювелирным делом, живописью, инсталляцией, литературным творчеством.

Тумаркин стремится перенести идеи психоанализа в изобразительное искусство, что роднит его творчество с сюрреализмом («Клеопатра», 1968, собрание художника). Многие работы Тумаркина, особенно живописные произведения, графика и рельефы созданы под влиянием поп-арта («Астарта», 1967–68, собрание художника; «Новости», 1973–74, собрание художника; «Распятие бедуина», 1982, Израильский музей).

В 1950-х гг. Тумаркин начал работать с металлоломом и подобранными на свалках бытовыми предметами, конструируя из этих материалов скульптуры, проникнутые ностальгией по ушедшему, создавая, по его собственному определению, «археологию современности» («Собор», 1959, Тель-Авив, собрание Н. Тумаркиной; «Посвящение Грюневальду — распятие машины», 1961, Рамат-Ган, собрание С. Дюбинера).

С середины 1960-х гг. в творчестве Тумаркина появились произведения, в которых соединены элементы оружия и человеческого тела — сочетание, которое, по мнению художника, отражает новую реальность («Ворота и автопортрет», 1964–68; «Он участвовал в сражениях», 1967, обе — Музей искусства в Тель-Авиве). В эти же годы Тумаркин создал монументальные ансамбли («Век науки», Димона, 1962–69; «Памятник Катастрофе», Назарет, 1964–66, и другие). В их числе «Панорама Арада» (1962–68), комплекс, включающий в себя металлическую скульптуру, установленную на вершине холма, и каменное сооружение, имитирующее древний дольмен.

В 1970-е гг. художник обратился к простым формам, использовал стекло, гладкие поверхности, локальные цвета («Скульптура после войны», 1974, Нью-Йорк, собрание Банка ха-по‘алим; «Феникс», 1971, Кесария; монумент «Катастрофа и возрождение», 1971–75, установлен в Тель-Авиве). В последние годы Тумаркин создал несколько инсталляций, в которых использовал сочетание настоящих предметов и конструкций, кусков земли, ярких одноцветных силуэтов, вырезанных из металла («От Толстой Берты к Красной Розе. Берлин», 1989; «Посвящение Бранкузи», 1989–90, Тель-Авив, собрание художника; «Мир Галилее. Фетиш», 1983).

Значительное место в творчестве Тумаркина занимает графика, образный строй и тематика которой тесно связаны со скульптурой («Барочные часы», 1965; серия «Война Судного дня», 1974; серия «Вагонетки», 1986–90; серии «Маттиас Грюневальд», 1978–80; «Май-88», 1988, и другие).

Тумаркин участвовал в Бьеннале в Венеции (1964) и Сан-Паулу (1967), других международных выставках.

В 2004 г. творчество Тумаркина было отмечено Государственной премией Израиля.

Смотрите также

Табиб Аврахам

Тамир Шмуэль

Танхума

Тверия

Тринидад и Тобаго