Тцара Тристан

ТЦАРА́ (правильнее Тзара) Тристан (Tzara, Tristan; псевдоним, настоящее имя Сами Розеншток; 1896, Мойнешти, Румыния, – 1963, Париж), французский и румынский поэт. Окончив лицей в Бухаресте (1914), Тцара поступил на математический и философский факультеты Бухарестского университета. Осенью 1915 г. переехал в Цюрих (Швейцария), где записался в университет на факультет философии и литературы. Вместе с другими писателями и художниками, выходцами из разных стран, Тцара создал авангардистское литературно-художественное направление дадаизм, выпускал журнал «Кабарэ Вольтер» (1916–17) и участвовал в организации литературных вечеров, лекций, художественных выставок дадаизма, принципам которого оставался верен всю жизнь. В те же годы Тцара вступил в переписку с французскими писателями и художниками П. Элюаром, А. Бретоном, Ф. Пикабия и др.

В 1919 г. Тцара поселился в Париже, учился на химическом отделении факультета наук Парижского университета (1919–20), стал одним из руководителей литературной группы абсолютных дадаистов, в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар; печатался в альманахе «Дада» и журналах «Литератюр», «Проверб», «Каннибаль» и др. В течение 1920-х гг. Тцара много путешествовал и сотрудничал с немецкими и восточноевропейскими художниками-дадаистами, в частности, с М. Эрнстом. В 1929 г. поэт сблизился с французскими сюрреалистами, с которыми официально порвал в 1935 г. Во время оккупации Франции Тцара, вынужденный скрываться, писал для подпольных журналов и газет движения Сопротивления. В послевоенные годы он написал ряд публицистических работ (1946); в 1947 г. вступил в коммунистическую партию. Продолжая писать и публиковать стихи, Тцара читал лекции на литературные темы во Франции и за ее пределами. В 1956 г. он занялся исследованием творчества Ф. Вийона и Ф. Рабле. В 1961 г. Тцара был удостоен международной премии (Гран При) в области поэзии, а в 1970 г. Парижский монетный двор выпустил медаль с его изображением и надписью: «Тцара — отец дадаизма».

Свои ранние стихи (на румынском языке) Тцара опубликовал под псевдоним С. Самиро в основанном им вместе с Ионом Виня (1895–1964) журнале «Симболул» (1912). В дальнейшем его стихи, оказавшие большое влияние на румынскую поэзию, печатались и в других авангардистских румынских литературных журналах. Необыкновенная образность символистских стихов этого периода (впоследствии переведенных на французский язык) предвосхищала характерные для дадаизма черты его будущего творчества. Л. Арагон назвал Тцара «великим фавном поэзии». (Сборник стихов на румынском языке «Первые стихотворения» был опубликован в 1934 г.) В семи «Манифестах дадаизма» (1924) Тцара изложил свои поэтические принципы, провозглашавшие рождение поэзии через ее разрушение. Основные приемы Тцара — соседство обычно не сочетающихся слов, чередование бессмысленных звуков, обессмысливание общепринятых выражений, обилие синкоп и т. п. С годами творчество Тцара, которому с самых ранних стихов присущи юмор и спонтанность, а также попытка разрушения существующих жанров, стало более сдержанным. Одна из особенностей его стиля — живая и тонкая поэтичность, которой, как бы вопреки его воле, дышат его произведения; наиболее значительные и известные из них: «Симультанные стихотворения» (1916; на трех языках; в соавторстве с М. Янко), сюрреалистическое произведение «Приблизительный человек» (1931), эссе «О состоянии поэзии» (1931), «Антиголова» (1933), публицистические эссе (1946), «Бегство» (1961), «От чаши к губам» (1961), драма «Внутренний след» (1953), «Говорить в одиночку» (1959), «Попытка разрушения всех существующих литературных жанров» (издано в 1975 г.).

В произведениях Тцара еврейская тема практически отсутствует; однако перед войной его беспокоила мысль о надвигающейся Катастрофе.

Смотрите также

Театр. Образ еврея в мировом театре

Тейф Моше

Тимморим

Трайнин Авнер

Треппер Леопольд