Бар-Иосеф Иехошуа

БАР-ИОСЕ́Ф Иехошуа (1912, Цфат, – 1993, там же), израильский новеллист и драматург. Родился в ультрарелигиозной семье. В 1919 г. мать увезла Бар-Иосефа в Краков, а затем в Трансильванию, где он учился в иешиве; позднее продолжил религиозное образование в иешивах Иерусалима. В начале 1930-х гг. сблизился с кругом писателей-сионистов; большое впечатление произвела на Бар-Иосефа встреча с Х. Н. Бяликом. В 1940-х гг. постепенно стал отходить от религии и в 1944 г. переселился из иерусалимского ультраортодоксального квартала Меа-Шеарим в Тель-Авив.

В отличие от большинства ивритских писателей своего поколения Бар-Иосеф описывает преимущественно ультрарелигиозную еврейскую среду с ее незыблемыми нормами и людей, которым приходится дорогой ценой платить за подавление естественных порывов. Эта проблематика намечается уже в первом его рассказе «Кол хатан ве-кол калла» («Голос жениха и голос невесты»), опубликованном Д. Саданом в литературном приложении к газете «Давар» в 1935 г., а затем в первом сборнике рассказов «Кол ха-иецарим» («Глас природы», 1937).

В ткани многих художественных произведений Бар-Иосефа сплетены в единое целое приключенческий сюжет, документальное описание быта Эрец-Исраэль и элементы эротики; порой писатель прибегает к яркой метафоричности (роман «Хома ше-нафла» — «Павшие стены», 1940, о жизни «старого ишува»). Бар-Иосеф развивает и романтические и реалистические тенденции иврит новой литературы. Наряду с Х. Н. Бяликом на него оказали значительное влияние М. И. Бердичевский и Х. Хазаз (мессианские чаяния сближают с его творчеством исторический роман Бар-Иосефа «Суккат шалом» /«Кущи мира»/, 1958).

Наиболее значительное произведение Бар-Иосефа — «Ир ксума» («Зачарованный город», 1949–52) — семейная сага, действие которой происходит на протяжении жизни трех поколений одной семьи, в 19 и 20 вв. Автор выявляет процесс распада традиционной еврейской семьи, идущий параллельно с проникновением в Эрец-Исраэль нерелигиозных веяний. Реалистическое в основе своей повествование включает, однако, элементы таинственности в духе каббалы.

Сатирической направленностью характеризуется ряд рассказов Бар-Иосефа 1940–50-х гг. о новом обществе, сложившемся в Эрец-Исраэль. В автобиографическом рассказе «Между Цфатом и Иерусалимом» (1972) в юмористическом тоне изображена (впервые в новой литературе на иврите) жизнь хасидов Эрец-Исраэль. Необычен для писателя материал рассказа «Мать дочерей» (1943), где изображен замкнутый мирок бухарских евреев в Израиле.

Драматургия Бар-Иосефа относится главным образом к 1940-м гг. Его пьесы «Бе-симтаот Иерушалаим» («В переулках Иерусалима», 1941), «Ба‘али ха-министр» («Мой муж-министр», 1946) и другие пользовались успехом у зрителей.

Ввиду усилившегося интереса нерелигиозных читателей к жизни ультраортодоксов особую, почти скандальную известность приобрел роман Бар-Иосефа «Эпикорос бе-ал корхо» («Безбожник поневоле», 1985), где в шокирующе резкой форме описаны эротические моменты в семейном укладе крайне религиозных кругов, что навлекло на писателя гневные нападки с их стороны.

На протяжении многих лет Бар-Иосеф постоянно сотрудничал в крупнейших израильских газетах; его публицистика отличалась актуальностью, иногда сенсационностью.

Бар-Иосеф удостоен ряда литературных премий, в том числе премии имени Х. Н. Бялика (1992).

Смотрите также

Бар-Илан Меир

Беерот-Ицхак

Бет-Шеан

Борисов

Браунштейн Александр