Ханна и семеро сыновей
ХАННА́ И СЕ́МЕРО СЫНОВЕ́Й, история, повествуемая во II и IV книгах Маккавеев. Согласно этой истории, по-видимому, вскоре после начала религиозных гонений на евреев Антиоха IV Эпифана (175–64 гг. до н. э.) в 167 г. до н. э., были схвачены семеро братьев вместе с их матерью, и им было приказано есть свинину (см. Свинья), чтобы доказать свое повиновение царю. Ободренные матерью, братья отказались принять участие в трапезе и после страшных пыток были казнены, как повествует Аггада, на глазах у матери. Когда царь предложил Ханне спасти жизнь младшего сына, уговорив его подчиниться приказу, она поступила прямо противоположным образом, потребовав от сына последовать примеру его старших братьев. Источники различно повествуют о смерти Ханны: IV книга Маккавеев — что она бросилась в огонь; Мидраш — что лишилась рассудка и бросилась с крыши; книга Иосиппон — что упала замертво на тела своих казненных сыновей. Эта история, вместе с историей о мученической смерти престарелого священника Эл‘азара (II Макк. 6:18–31), легла в основу книги, известной как IV Маккавеев.
История является фольклорным отражением трагических событий, произошедших во время гонений Антиоха. Иосиппон, основываясь на IV Маккавеев, также относит историю ко времени Антиоха, в то время как в раввинистической литературе история связывается с гонениями Адриана (начало 2 в. н. э.; Гит. 57б и др.). В книге Иосиппон и в трактате Гиттин имя матери семи мучеников не приводится; в других раввинистических источниках она названа Мирьям бат Танхум; в сирийских христианских источниках она фигурирует под именами Шамона или Марьям. Однако под влиянием ассоциации с I Сам. 2:5 в испанской версии Иосиппона (Стамбул, 1510) указано имя Ханна. Благодаря широкому распространению испанской (более пространной) версии Иосиппона и основанным на этой версии средневековым пиютам на иврите, арабском и еврейско-персидском языках получило распространение имя Ханна. В краткой версии Иосиппона и в основанной на ней литературе мать семи мучеников остается безымянной.
Как «Семь маккавейских братьев» (вместе с которыми упоминается и их мать) мученики были включены в католические святцы (1 августа), поскольку их мученичество рассматривается как прообраз позднейшего христианского мученичества (см. Христианство). Согласно христианской антиохийской традиции, останки семи мучеников и их матери были захоронены на месте синагоги (которая позднее была превращена в церковь) в квартале Кератейон в Антиохии; на основании этого возникли предположения, что местом мученичества была Антиохия, а не Иерусалим.
История стала источником разнообразных легенд относительно места захоронения останков мучеников, равно как и многочисленных стихотворных, драматических и живописных произведений, посвященных мученикам.