хиллула
ХИЛЛУЛА́ (הִלּוּלָה; на арамейском הִלּוּלָא), празднество, торжественное свадебное празднество; ныне — поминовение выдающихся законоучителей и раввинов в годовщину их смерти, часто отмечаемое народным гулянием и паломничеством к их могилам. Обозначение поминовения словом хиллула указывает, согласно каббале, на гармоническое соединение всех высших миров, происходящее в день смерти великого человека. В гомилетических (см. Гомилетическая литература) интерпретациях (например, в трудах Моше Алшеха) смерть святого человека — мистическое бракосочетание его души с Богом.
Массовая хиллула в Израиле проводится 18 ияра в Лаг ба-‘омер на горе Мерон, где по преданию находятся могилы рабби Шим‘она бар Иохая и его сына рабби Эл‘азара, 14 ияра в Тверии у гробницы Меира Ба‘ал ха-Нес (см. Меир), с 1985 г. — 4 швата в Нетивот на могиле рабби Исраэля Абу-Хацира (известен как Баба-Сали; см. Абу-Хацира, семья). Сходные с хиллулой церемонии, но со значительно меньшим числом участников, проходят 14 хешвана близ Бет-Лехема у гробницы Рахили (кевер Рахель) и 18 ияра в Иерусалиме на могиле Шим‘она Праведного.
Вне Эрец-Исраэль хиллула проводилась в еврейских общинах острова Джерба (Тунис) в Лаг ба-‘омер. Во главе праздничной процессии несли богато украшенный канделябр с зажженными свечами (менорат Шим‘он бар Иохай), а за ним люди несли корзины с едой и сосуды с напитками. Процессию сопровождали музыканты.
Хиллулой можно считать Мимуну (22 или 23 нисана), которая из праздника еврейских общин Магриба (особенно Марокко) превратилась в народное гуляние (массовые пикники) большинства восточных общин Израиля.
Хиллула де-рабби Шим‘он бар Иохай начала отмечаться с 16 в. в эпоху Ицхака Лурии (Ха-Ари). Как утверждал рабби Хаим Витал, сам Ха-Ари вместе с семьей отмечал Лаг ба-‘омер на могиле Шим‘она бар Иохая и совершил там обряд первой стрижки волос своего трехлетнего сына (халака). Вечером, с началом хиллулы на горе Мерон, участники празднества в экстатическом танце часто бросали в огонь дорогие вещи, одежду и деньги (в конце 19 в. раввины выступили с протестом против этого обряда, не видя в нем никакого духовного смысла). На следующий день проводилась церемония халаки, и волосы детей также бросали в огонь. В Израиле в хиллуле де-рабби Шим‘он бар Иохай принимают участие десятки тысяч людей.
Обычай проведения хиллулы вызвал недовольство некоторых раввинских авторитетов (например, М. Софера в «Хатам Софер»; рабби А. Л. Болховера /Лифшиц; 1801–81/ в «Шем Арье», Вильна, 1873).