хасидеи

ХАСИДЕ́И (חֲסִידִים, хасидим — `благоверные`), религиозно-политическое течение эпохи Второго храма. В центре идеологии хасидеев стояло изучение Торы, искоренение идолопоклонства в Эрец-Исраэль и укрепление еврейского культового ритуала. С наибольшей полнотой воззрения хасидеев отражены в ранних пластах II книги Маккавеев. По всей видимости, «хасидеи» — один из эпитетов, прилагавшихся к движению его членами; этот эпитет был принят позднейшими грекоязычными редакторами книги Маккавеев в качестве названия движения. Ряд исследователей относит возникновение движения хасидеев к 3 в. (или даже 4 в.) до н. э.; согласно другому мнению, движение возникло незадолго до первых его упоминаний в источниках. Хасидеи впервые упоминаются в период гонений Антиоха IV Эпифана (175–164 гг. до н. э.), когда они присоединились к Маккавеям (см. Хасмонеи) в их борьбе против Селевкидской Сирии. Хасидеи встали в центре восстания Маккавеев и заняли бескомпромиссную позицию по отношению к эллинизаторской политике Антиоха. Хасидеи подвергались пыткам и казням за отказ нарушить субботу и другие еврейские религиозные законы. Вместе с тем, согласно I Макк. 2:41, хасидеи выступили за мир с сирийцами, когда те гарантировали евреям полную свободу вероисповедания, и перестали сотрудничать с Маккавеями, боровшимися за политическую независимость от Селевкидской Сирии.

Попытки исследователей проследить влияние хасидеев на последующее развитие религиозно-общественной идеологии не привели к однозначным результатам. Некоторые исследователи видят в хасидеях идеологических предшественников фарисеев, другие предполагают, что хасидеи оказали опосредованное влияние на формирование учения ессеев и кумранской общины (см. также Мёртвого моря свитки).

Смотрите также

Хам

Харац Меир

Харман Аврахам

Хасман Марк

Хизкияху Авнер