цветы

ЦВЕТЫ́ (פְּרָחִים, прахим). Хотя флора Эрец-Исраэль изобилует цветущими растениями (см. Земля Израиля Эрец-Исраэль. Географический очерк), Библия и талмудическая литература (см. Талмуд) редко упоминают использование цветов с декоративной целью. Этот факт объясняется тем, что в древнем мире растения ценились преимущественно за их ароматические, а не декоративные свойства. Сбор цветов упоминается в Библии только один раз: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» (Песнь 6:2). Мишна упоминает о сборе лилий, однако не в саду, а на кладбище (Тох. 3:7). В Талмуде говорится о «розовом саде» в Иерусалиме (БК. 82б), однако неясно, был ли этот сад разбит в декоративных целях, или растущие в нем розы использовались для производства благовоний. В Талмуде упоминаются шафран, жасмин и нарцисс, однако говорится о них преимущественно как об ароматических и лечебных растениях. Вместе с тем цветы были распространенным орнаментальным мотивом: так, на каждой ветви меноры были «три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами» (Исх. 25:33); края стоявшего возле входа в Храм литого медного «моря» «походили на распустившуюся лилию» (I Ц. 7:26), а на кедровой внутренней облицовке Храма «были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов» (I Ц. 6:18). Иосиф Флавий сообщает, что головной убор первосвященника имел форму чашечки цветка белены.

Цветочный венок упоминается в Ис. 28:1: «Горе венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его». В апокалиптической литературе говорится об обычаях девушек украшать голову венком, а также об обычае носить венки в праздник Суккот и при чествовании победившего в бою (Юб. 16:30; IV Мак. 17:15), и других. Талмуд упоминает розовые гирлянды (Шаб. 152а, БМ. 84а) и венки женихов, сплетенные из роз и мирта (Сот. 9:14; Тосеф. 15:8), а также обычай идолопоклонников украшать статуи богов цветами и злаками (Ав. Зар. 4:2; ТИ, Ав. Зар. 4:2, 23г).

В Библии встречаются названия только трех цветов — שׁוֹשָׁן, шошан (или שׁוֹשַׁנָּה, шошанна), שׁוֹשַׁנַּת הָעֲמָקִים, шошаннат ха-‘амаким (шошанна долин) и חֲבַצֶּלֶת הַשָּׁרוֹן, хаваццелет ха-Шарон (хаваццелет долины Шарон). Наиболее вероятно, что шошанна в Библии — это белая лилия, хотя в Мидраше этот цветок отождествляется с розой (Лев. Р. 23:3 и др.). Это ошибочное отождествление сохраняется в разговорном иврите по сей день. Большинство исследователей полагают, что шошаннат ха-‘амаким — это нарцисс, а хаваццелет ха-Шарон — панкратий приморский (Pancratium maritimum), луковичное растение с белыми и очень ароматными цветами.

Аромат цветов служит поводом для произнесения бенедикции «Блажен Ты, Господь... создавший благоуханные растения» (Бр. 43б). Как правило, цветы и растения не использовались в синагогальных и домашних церемониях; исключение составлял праздник Шаву‘от, во время которого было принято украшать синагогу благоуханными цветами и растениями. Некоторые раввинистические авторитеты выступали против этого обычая из-за сходства с обычаями христиан. В некоторых общинах в праздник Симхат-Тора принято сооружать балдахин, наподобие брачной хуппы, из растений и цветов; в праздник Суккот кущи украшают фруктами, растениями и цветами. В традиционном еврейском погребения обряде и в трауре цветы не используются.

Символика цветов в еврейском прикладном искусстве (см. Искусства пластические) и использование цветов и других растений в еврейской традиции широко представлены в заповеднике библейской природы Неот-Кдумим к северу от Моди‘ина.

В Израиле цветоводство как экспортная отрасль начало развиваться с 1950-х гг. (см. Государство Израиль. Экономика).

Смотрите также

цаддик

Ценципер (Рефаэли) Арье

церковь католическая

Цофит

Цунц Леопольд