Чикаго

ЧИКА́ГО, город в Соединенных Штатах Америки (штат Иллинойс). Основан в начале 19 в. как военный пост Форт-Дирборн. Евреи жили в Чикаго еще до того, как он получил статус города (1833); в 1840–44 гг. здесь обосновалась небольшая группа выходцев из Баварии и Пфальца (см. Германия) — примерно 20 человек. На Иом-Киппур 1845 г. в городе впервые было проведено еврейское богослужение; в том же году начало действовать еврейское похоронное общество (см. Хевра каддиша), которое приобрело участок под кладбище. В октябре 1846 г. возникла община «Аншей ма‘арав», придерживавшаяся ашкеназской литургии; члены общины (15 человек) сначала молились в одном из помещений универсального магазина «Розенфельд энд Розенберг», а в 1851 г. открылась синагога; в качестве кантора (см. Хаззан) в нее был приглашен И. Кунрейтер (1811–84) из Франкфурта-на-Майне (выполнял также обязанности резника /см. Убой ритуальный/). В 1853 г. его сменил Г. Снейдекер из Вестфалии; будучи профессиональным педагогом, он основал еврейскую школу, где преподавал иврит и немецкий язык.

В 1840–70-х гг. численность еврейского населения Чикаго быстро увеличивалась, преимущественно за счет притока переселенцев из Пруссии и других германских земель, Венгрии, Богемии (см. Чехия) и Польши, а с 1860-х гг. — из Литвы, Белоруссии и Украины; к концу 1860-х гг. она достигла 1500 человек (14,6% всего населения города), к 1880 г. — десять тысяч (2%). На первых порах вновь прибывшие большей частью занимались педдлингом (мелкой торговлей вразнос; см. Коробейничество), однако в дальнейшем многие из них стали мелкими предпринимателями; в 1860–70-х гг. среди евреев появились также финансисты, врачи, юристы. Выходцы из Позена (см. Познань) и его окрестностей образовали в сентябре 1849 г. общину «Бней шалом». В 1857 г. в Чикаго было создано Еврейское реформистское общество (см. Реформизм в иудаизме), члены которого в 1861 г. образовали общину «Синай»; ее духовным лидером стал раввин Б. Фелзенталь (1822–1908); И. Л. Кроник из Кенигсберга, сменивший Б. Фелзенталя после того, как в 1864 г. он возглавил вновь созданную реформистскую общину «Цион», основал в 1869 г. первое в Чикаго еврейское периодическое издание (см. Периодическая печать) — журнал «Цайхен дер цайт» (на немецком языке). В 1871 г. руководителем общины «Синай» стал раввин К. Колер (1843–1926), в дальнейшем — один из вождей американского реформизма, президент Хибру юнион колледж. Выходцы из Восточной Европы, родным языком которых был идиш, учредили в 1862 г. общину «Бней Я‘аков», в 1863 г. — «Бет ха-мидраш ха-гадол» (в 1867 г. общины объединились), в 1868 г. — «Охавей эмуна», в 1870 г. — «Охавей шалом мариамполер» и «Ахават ахим». Возникло также несколько еврейских благотворительных организаций (первая из них начала действовать на рубеже 1840-х и 1850-х гг.), молодежная ассоциация, литературно-драматическое общество; в августе 1868 г. открылась еврейская больница (обслуживала и неевреев). Во время гражданской войны в США (1861–65) около ста чикагских евреев записались добровольцами в армию северян. В результате «великого пожара» 1871 г. сильно пострадал квартал, в котором жили евреи из Германии (так называемое «золотое гетто»; в частности, полностью сгорел «темпл» общины «Синай»); крупный пожар 1874 г. затронул районы «гетто», населенные еврейскими иммигрантами из Восточной Европы.

В конце 19 в. – начале 20 в. в Чикаго прибыло большое число евреев из Восточной и (в значительно меньшей степени) Центральной Европы; к 1900 г. численность еврейского населения города составляла 80000 человек, к 1920 г. достигла 225 тыс. (8% всего населения). В 1900 г. выходцы из восточноевропейских стран составляли около 65% чикагского еврейства, в 1920 г. — около 85%. Новые иммигранты большей частью становились наемными рабочими или педдлерами: в 1900 г. около четырех тысяч чикагских евреев восточноевропейского происхождения работали в швейной промышленности (в основном в мастерских, изготовлявших готовую одежду), около 2,4 тыс. – в табачной; около двух тысяч торговали вразнос поношенным платьем, около тысячи — зеленью, несколько сотен — скобяными изделиями. В Чикаго сравнительно рано зародилось еврейское профсоюзное и социалистическое движение; Чикагский союз рабочих по изготовлению верхней одежды, среди лидеров и рядовых членов которого преобладали евреи, впервые в стране выступил против использования в швейных мастерских детского труда (предпринимателей заставили отказаться от найма малолетних). Крупная стачка, охватившая предприятия швейной индустрии Чикаго в 1910 г. (одним из лидеров бастующих был С. Хилмен), привела, несмотря на противодействие руководства Объединенного союза рабочих швейной промышленности, к заключению первого в истории США коллективного трудового соглашения. Предпринимались попытки пробудить у евреев интерес к сельскому хозяйству (с этой целью в 1888 г. в Чикаго было учреждено Американское общество вспомоществования еврейским земледельцам), однако к началу 20 в. число евреев-фермеров в окрестностях города не превышало нескольких десятков человек.

На рубеже 19 в. и 20 в. в Чикаго насчитывалось 55 еврейских общин, 30 еврейских кладбищ, несколько десятков филантропических организаций (в 1900 г. они объединились в Ассоциацию еврейских благотворительных обществ), два дома престарелых, сиротский приют, еврейская больница, несколько еврейских школ, пять еврейских клубов (первый из них — «Конкордия» — возник в 1869 г.). В конце 19 в. – начале 20 в. в Чикаго выходило множество еврейских газет и журналов на идиш («Исраэлитише пресе», «Чикагоер исраэлит», «Ди идише пресе», «Чикагоер вохенблат», «Идише велт» и другие), на иврите («Хехал ха-‘иврия», «Керен ор», «Ха-тхия») и английском языке («Оксидент», «Джуиш эдванс», «Маккабиэн», «Эдвокейт», «Чикаго джуиш кроникл» и другие). В 1887 г. в городе открылся театр на идиш. В 1886 г. в Чикаго образовался кружок Ховевей Цион, в 1896 г. сформировалась группа сторонников Т. Герцля (см. Сионистское движение в отдельных странах. Северная Америка. Соединенные Штаты Америки). Важную роль в развитии еврейского национального движения в Чикаго и в США в целом сыграл созданный в 1897 г. Орден рыцарей Сиона. Чикагское еврейство активно участвовало в общественно-политической жизни города (первый еврей - М. Гринбаум — вошел в состав муниципального совета уже в 1856 г.), большей частью поддерживая Демократическую партию. В 1892–1929 гг. профессором университета Чикаго был А. А. Майкельсон.

В межвоенный период и в годы Второй мировой войны численность еврейского населения Чикаго продолжала расти, хотя и не столь высокими темпами, как в предшествующие десятилетия: в 1930 г. в городе проживало 265 450 евреев, в 1947 г. — 342 800 (включая пригороды; вторая по величине еврейская община США). В 1930-х гг. в городе селились еврейские беженцы из Германии и других европейских стран. Согласно данным опроса, в 1937 г. около 57% чикагских евреев в возрасте свыше 15 лет составляли лица, родившиеся за пределами США: на территории бывшей Российской империи (78%), в странах Центральной Европы — Германии, Австрии, Чехии, Венгрии и Румынии (18%), в Западной и Северной Европе (2%), на Ближнем и Дальнем Востоке (2%). В 1950–60-х гг. большинство евреев сконцентрировалось в дальних пригородах Чикаго, главным образом северных (Скоуки, Гленкоу, Уиннетка, Хайленд-Парк, Эванстон), населенных представителями среднего класса; к 1963 г. только в Скоуки насчитывалось 50 тыс. евреев (70% всего населения). В связи с этим многие религиозные, благотворительные и культурно-просветительные учреждения переместились из Чикаго как такового в небольшие города, входящие в чикагскую агломерацию.

В 1968 г. в Большом Чикаго проживало 269 000 евреев (четвертая по величине еврейская община США); они большей частью принадлежали к средним и высшим слоям общества. Около 85% чикагского еврейства составляли уроженцы США; лишь около 5% евреев города считали своим родным языком идиш. В самом городе к религиозным общинам принадлежало 50% еврейских семей, в пригородах — 60%; лишь 3–5% евреев строго соблюдали субботу, большинство не придерживалось правил кашрута. В 1961 г. в Большом Чикаго насчитывалось 89 синагог, в том числе 43 ортодоксальные (большей частью небольшие), 25 консервативных (см. Консервативный иудаизм), шестнадцать реформистских и пять «традиционалистских», три микве, два бет-дина (ортодоксальный и консервативный). К концу 1960-х гг. в Чикаго и его пригородах работало восемь еврейских школ (они находились под эгидой Совета по еврейскому образованию), несколько училищ талмуд-тора, Еврейский теологический колледж, Колледж иудаистики (под его эгидой находился музей иудаики и Архив чикагского еврейства; см. Наука о еврействе), Еврейская академия Чикаго, филиал «Иешиват Телз» (см. Тельшяй), десятки еврейских благотворительных организаций, включая отделение Объединенного еврейского призыва (в 1968 г. они образовали Объединенный еврейский фонд Большого Чикаго, который стал собирать пожертвования как в пользу Израиля, так и на местные нужды), две еврейские больницы, два еврейских клуба, целый ряд литературно-драматических и культурно-просветительных обществ и землячеств, Сионистская организация Чикаго, отделения Хадассы, На‘амата и основных сионистских партий, 61 ложа Бней-Брит (19 тыс. членов). В 1970–80-х гг. Чикаго был одним из центров борьбы за национальные права евреев Советского Союза; в городе активно действовало местное отделение Объединенного совета в защиту советских евреев, которое было ведущей организацией этого совета. В 1990-х гг. совет занимался оказанием помощи евреям СНГ, осуществлял различные культурно-просветительские программы. Юрист А. Дж. Гольдберг, уроженец Чикаго, был в 1961–62 гг. министром труда, в 1962–65 гг. — членом Верховного суда США, в 1965–68 гг. — представителем США в ООН. В 1970 г. крупные учебные заведения города возглавляли евреи: Э. Леви (родился в 1911 г.) — Чикагский университет, Р. Вейл — Университет имени Рузвельта, О. Шабат — Городской колледж Чикаго.

Численность еврейского населения Чикаго сокращалась в 1970–90-х гг., главным образом в результате миграции евреев из штатов Среднего Запада на тихоокеанское побережье и в южные районы страны, несмотря на то, что в городе и его окрестностях поселилось несколько тысяч еврейских иммигрантов из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада (только в конце 1989 г. — свыше 1600 человек). В конце 1970-х гг. в городе усилился антисемитизм: в апреле 1977 г. группа неонацистов объявила о своем намерении провести демонстрацию в Скоуки (населенном главным образом евреями), однако в связи с судебным иском жителей против организаторов шествия оно было отложено, а затем и отменено. Несколько позже неонацист баллотировался в муниципальный совет Чикаго. В середине 1980-х гг. несколько нападений на евреев (равно как и на представителей других национальных меньшинств) совершили молодежные банды «бритоголовых». В 1985 г. в Чикаго был подан иск против муниципалитета, который накануне Рождества разрешил установить в его здании скульптурную группу, изображающую младенца Иисуса в яслях. Истцы утверждали, что городским властями был нарушен принцип отделения религии от государства; однако окружной судья отверг их доводы на том основании, что США — христианская страна. Это судебное постановление вызвало глубокое возмущение американских евреев. Борьбу за его отмену возглавил Американский еврейский конгресс, добившийся проведения в Чикаго в 1987 г. выездного заседания апелляционного суда, решением которого было отменено постановление окружного судьи.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Черкассы

Чехановер Ахарон

чистота и нечистота ритуальные

чудо

Чуфут-Кале