Шапшал Серай
ШАПША́Л Серай Маркович (Серайя; Сергей Михайлович; 1873, Бахчисарай, Таврическая губерния, – 1961, Вильнюс), караимский (см. Караимы) религиозный и общественный деятель, востоковед. Родился в семье садовода. В 1884 г. поступил в Петербурге в Охтинское ремесленное училище. Затем учился в гимназии (окончил в 1894 г.) и в Петербургском университете на факультете восточных языков (окончил в 1899 г.). В 1901–1908 гг. на дипломатической и преподавательской работе в Персии (см. Иран); изучал азербайджанский и персидский языки, был воспитателем наследника персидского шаха принца Мохаммеда Али Хана. В 1908 г. вернулся в Петербург, преподавал турецкий язык в Петербургском университете и был переводчиком в министерстве иностранных дел. Был членом Русского археологического общества, а также товарищем председателя Общества русских ориенталистов. В 1915 г. избран на духовно-административную должность гахама (главы караимского духовенства) Таврического и Одесского. В 1916 г. Шапшал преобразовал архивный отдел и отдел инкунабул Караимской национальной библиотеки «Карай Битиклиги» (существовала со второй половины 19 в.) в Музей караимской культуры, куда передал и некоторые из собранных им артефактов караимской культуры. Наиболее ценная часть собрания библиотеки в 1926–27 гг. была передана (по просьбе караимов) в Институт народов Азии в Ленинграде (ныне отделение Института востоковедения РАН), сама же библиотека просуществовала до 1928 г.; часть ее фондов была передана научным библиотекам Ленинграда и Москвы, основная же часть фондов не сохранилась.
В 1919 г. Шапшал уехал на Кавказ, а оттуда в Стамбул, где работал в библиотеке султана, а также служил переводчиком в банке. В 1928 г. был приглашен в Вильно (см. Вильнюс) и был избран гахамом караимских общин Польши. Стал профессором филологического факультета Виленского университета, с 1929 г. — член АН Польши, с 1935 г. — вице-председатель Польского общества ориенталистов. В 1932 г. Шапшал создал в Вильно Караимский этнографический музей и библиотеку при нем, материалы которых впоследствии были переданы в Этнографический музей Литовской АН.
В 1930 г. Шапшал получил степень доктора философии за диссертацию «Караимы в Крыму, Литве и Польше». Фактически в этой работе впервые доказывалось тюркско-хазарское происхождение восточноевропейских караимов. Шапшал развил активную деятельность, создавая теорию тюркской самоидентификации восточноевропейских караимов, которая в дальнейшем способствовала их полному разрыву с еврейским народом и частичной «деиудаизации».
В 1939 г. Шапшал обратился в расовое бюро министерства внутренних дел германского рейха с просьбой об изучении вопроса об этническом происхождении караимов. После оккупации немецкими войсками населенных караимами областей Восточной Европы это обращение было тщательно рассмотрено германской администрацией на предмет нееврейского происхождения караимов (см. Караимы). В связи с тем, что нацистское руководство положительно решило этот вопрос, караимы избежали геноцида. Вместе с тем в переписке с идеологами нацистской Германии Шапшал продолжал отстаивать принципы библейской морали, на которой зижделось караимское учение.
В 1947 г. Шапшал получил должность старшего научного сотрудника Института истории языка и литературы АН Литовской ССР. Он принимал активное участие в подготовке материалов для караимско-русско-польского словаря, вышедшего в 1974 г. (после его смерти). Шапшал похоронен на караимском кладбище в Вильнюсе. Принадлежавшее Шапшалу собрание еврейских, арабских, персидских и турецких рукописей, а также его личный архив хранятся в Петербургском отделении Института востоковедения Российской АН.