Шар‘аби Шалом
ШАР‘А́БИ Шалом (1720, Сана, Йемен, – 1777, Иерусалим), каббалист. В Йемене, на родине Шар‘аби, были широко распространены мистицизм и изучение каббалы, вызвавшие у него большой интерес. Еще в молодости Шар‘аби переселился в Иерусалим. Изучал каббалу в основанной в 1737 г. иешиве «Бет-Эль» (см. Иерусалим. Иерусалим в иудаизме. В каббале), где литургия велась в соответствии с мистическим учением И. Лурии. Подобно всем иерусалимским каббалистам того времени, Шар‘аби изучал только лурианскую каббалу, как она была передана в сочинениях Х. Витала, ученика и последователя Лурии. Вскоре Шар‘аби приобрел широкую известность как знаток каббалы и человек редкой набожности. После смерти основателя и главы иешивы Гдалии Хайюна (умер в 1751 г.) Шар‘аби возглавил иешиву. Он был известен как один из величайших раввинов Иерусалима, его подпись фигурирует на ряде сохранившихся документов этого периода.
Жизнь Шар‘аби была окружена легендой. Он пользовался славой святого и чудотворца. Легенда связывает его переезд в Эрец-Исраэль с чудом, последовавшим за попыткой богатой мусульманки соблазнить юного Шар‘аби. В иешиве «Бет-Эль» он занимал сначала должность служки, скрывая свою ученость, и только в результате чуда его глубокое знание каббалы стало известно каббалистам, тут же принявшим его в свой круг. Согласно легенде, пророк Илия являлся ученому, а сам Шар‘аби был перевоплощенным Лурией.
После смерти Шар‘аби его внук Шломо Моше Хай Гагин сочинил поэму, восхваляющую деда как знатока книг Витала. Ежегодно в день смерти Шар‘аби члены иешивы «Бет-Эль» приходили на его могилу на Масличной горе, чтобы почтить его память.
Шар‘аби был автором нескольких книг, особо популярной из которых был молитвенник «Нехар Шалом» («Река Шалома»), содержащий подробное изложение таинств и мистических размышлений о молитвах на все дни года и мицвот. Шар‘аби также составил комментарий к лурианским каббалистическим положениям и текстовые разъяснения к сочинению Витала «Эц ха-хаим» (буквально «Древо жизни», также намек на имя Витала — Хаим).