Шидловский Леон

ШИДЛО́ВСКИЙ Леон (Schidlowsky, Leon; родился в 1931 г., Сантьяго, Чили), израильский композитор. Учился в Национальной консерватории Сантьяго (1940–47), в 1948–52 гг. изучал гармонию и контрапункт и в 1950–52 гг. композицию у Ф. Фока. В те же годы изучал философию и психологию в университете Сантьяго. В 1952–54 гг. продолжил занятия композицией в Музыкальной академии Детмольда (Германия). С 1955 г. Шидловский активно участвовал в работе чилийской ассоциации новой музыки «Тонус», а с 1957 г. стал ее директором, в 1955–63 гг. был преподавателем Музыкального института Сантьяго, с 1961 г. — секретарем Чилийской национальной ассоциации композиторов. В 1961–66 гг. Шидловский был директором Института развития музыки, в 1962–68 гг. — профессором композиции Чилийского университета. В 1968 г. Шидловский получил в Германии премию Гуггенхейма и впервые посетил Израиль, а затем окончательно переехал в страну в 1969 г. С 1970 г. Шидловский — профессор композиции и теории музыки в Академии музыки имени С. Рубина в Тель-Авиве. В 1979–82 гг. Шидловский много работал в Германии, где в 1979 г. руководил семинаром графической музыки в Высшей музыкальной школе Гамбурга. В 1979–82 гг. проводил выставки графических работ и концерты в Гамбурге, Штутгарте, Людвигсхафене и других городах. В 1980–81 гг. был постоянным приглашенным композитором Германской академической службы по культурному обмену в Западном Берлине, где в 1982 г. прошел его авторский концерт. В 1988 г. Шидловский читал лекции в Швеции и в Австрии. Шидловский участвовал во многих международных фестивалях: в США, Испании, Венесуэле, Великобритании и Франции.

В произведениях Шидловского присутствуют многие направления, присущие современной музыке: свободная атональность, двенадцатитоновая техника, тотальный сериализм, алеаторика и графическая нотация.

Значительную роль в творчестве Шидловского играет еврейская тематика, в особенности тема Катастрофы (хоральная симфония «Хрустальная ночь», 1961). Среди наиболее значительных сочинений композитора: «Заклинание» для сопрано, чтеца, струнных и ударных (1964), «Иеремия» для хора и струнных (1966), «Плач» для хора а капелла (1966), «Каддиш» для виолончели с оркестром (1967), «Диалог с Мартином Бубером» для голоса, скрипки и ударных (1969), «Бабий Яр» для фортепиано, струнных и ударных (1970), «Масада» для хора и оркестра (1973), «Голем» для голосов и магнитофонной записи (1975), «Стена плача» для голосов, инструментов и магнитофонной записи (1979), «Калейдоскоп» для оркестра (1989), «Памяти Луиджи Ноно» для альта, виолончели и контрабаса (1990), «Фуга смерти» для вокалистов и ударных (1991). Большое оркестровое произведение «Тель-Авив» (1978–83) посвящено 75-летию города. Пенталогия «Америндиа» (1982–85) базируется на южноамериканских музыкальных темах (слова П. Неруды). Два сочинения посвящены 300-летию И. С. Баха — «Missa in nomine Bach» для хора и восьми инструментов (1985) и «Laude» для хора, органа и оркестра (1984, написано для Израильского фестиваля, 1985). «Баллада» для скрипки с оркестром (1986) написана по заказу Тель-Авивского фонда литературы и искусства для скрипача Я. Клесса (родился в 1940 г.).

Смотрите также

Шамир Моше

Шенхар Ицхак

Шиннуй

Шницлер Артур

Штекелис Моше