Шильдкраут, семья
ШИ́ЛЬДКРАУТ, семья актеров.
Рудольф Максимилиан Шильдкраут (Rudolph Schildkraut; 1862, Стамбул, – 1930, Голливуд, штат Калифорния), актер театра и кино. В раннем возрасте потерял отца. Детство прошло в местечке Браила (см. Румыния), Шильдкраут посещал хедер. С 13 лет учился в немецкой гимназии в Германштадте (румынское название Сибин), в которой ему привили любовь к немецкой культуре. Из гимназии Шильдкраут был исключен за недозволенное воспитанникам посещение театра; опасаясь гнева отчима, Рудольф Шильдкраут не вернулся домой, а присоединился к труппе бродячих актеров. За несколько лет в различных кочующих труппах Шильдкраут сыграл ряд ролей в пьесах разнообразного репертуара, от моралите до произведений Шиллера. Талант актера был замечен, его пригласили в Зальцбургский муниципальный театр, в 1892 г. он перешел в «Раймунд-театр», затем в «Карл-театр» (оба — в Вене). Шильдкраут исполнял комические роли в драматическом репертуаре, а также в опереттах. Несмотря на успех у публики, Шильдкраут упорно работал над расширением актерского мастерства под руководством Ф. Миттервурцера.
В 1900 г. Шильдкраут перешел в гамбургский Немецкий театр, где проявил себя не только как замечательный комик, но и как актер огромной трагической силы (особенно — король Лир в пьесе У. Шекспира). Характерные роли как в классическом, так и в современном репертуаре отличались в исполнении Шильдкраута своеобразием мимической и речевой окраски. С 1905 г. артист работал в берлинском Немецком театре, который в то время возглавлял М. Рейнхардт. Первая же роль Шильдкраута (Шейлок в «Венецианском купце» У. Шекспира, поставленном Рейнхардтом) показала плодотворность сотрудничества двух этих художников. Подчеркивая оригинальность трактовки образа Шейлока, выдающийся немецкий критик З. Якобсон (1881–1926) писал, что Шейлок Шильдкраута «не просит жалости и не позволяет раздаться смеху, но доносит правду о страданиях своего племени в тоне беспристрастного отчета». С 1907 г. Шильдкраут играл также в Камерном театре М. Рейнхардта, где исполнил ряд ролей современного репертуара: Энгстранд («Привидения» Г. Ибсена), Янкель Шепшович («Бог мести» Ш. Аша) и другие.
В этот период Шильдкраут также с успехом гастролировал во многих странах Европы, в том числе в России. Шильдкраут, благодаря своей европейской славе, был приглашен в Венский императорский театр. Однако условием ангажемента был переход Шильдкраута в христианство, от чего он отказался в резкой форме, хотя и не был верующим евреем.
В 1911 г. Шильдкраут отправился в США, где дебютировал на идиш в Народном театре (Нью-Йорк) в пьесе А. Шомера «Внутренний человек», затем играл в других идишских театрах Ист-Энда, в том числе с представителями семьи Адлер, например, в «Крейцеровой сонате» по повести Л. Толстого. В 1913 г. Шильдкраут возвратился в Германию, в театр Рейнхардта. В том же году Камерный театр поставил спектакль «Блудный сын» (пьеса В. Шмидтбона по мотивам Библии), в котором были заняты отец и сын Шильдкрауты.
Шильдкраут первым из крупных актеров начал сниматься в кино. В 1913–20 гг. с его участием вышло более десяти фильмов; среди них: «Человек и его демон» (по пьесе А. Шомера «Внутренний человек»), «Шломиэль», «Краковский Шейлок», «Восьмая заповедь», «Жизнь Теодора Герцля». В отличие от большинства актеров немого кино, Шильдкраут избегал аффектации, его игра, как и в театре, была реалистичной и сдержанной, хотя присущий ему бурный темперамент и юмор высвечивались в нужный момент.
В 1920 г. Шильдкраут с семьей переехал в США. Он играл на идиш, главным образом в Еврейском художественном театре Мориса Шварца. В 1922 г. Шильдкраут с триумфальным успехом выступил на англоязычной сцене в «Боге мести»; несмотря на высокий уровень, спектакль был запрещен властями из-за «порнографических сцен». В 1926 г. Шильдкраут открыл собственный театр в Бронксе, где сыграл на идиш почти во всех пьесах своего предыдущего репертуара — от трагедий Шекспира до современных фарсов.
Шильдкраут много снимался в кино. Среди наиболее ярких ролей в американском кинематографе: еврейский эмигрант из России, борющийся за выживание в Нью-Йорке («Его народ», 1925), Каяфа («Царь Царей», 1927), провинциальный американский врач («Сельский доктор», 1927), чешский иммигрант в США («Пароход прибывает», 1928).
В 1933 г. нацисты сожгли портрет Шильдкраута работы М. Либермана в почетной галерее Немецкого театра.
Джозеф Шильдкраут (Joseph Schildkraut; 1896, Вена, – 1964, Нью-Йорк), актер американского театра и кино, сын Рудольфа Шильдкраута. С детства проявил незаурядные музыкальные способности, и отец прочил ему музыкальную карьеру. В 1911 г. с отличием окончил Королевскую академию музыки одновременно по классу скрипки и фортепиано. Гастроли московского Художественного театра в Берлине пробудили у Дж. Шильдкраута страстный интерес к театру. В 1912 г., находясь с родителями в США, он посещал Американскую академию драматического искусства, что помогло ему овладеть не только азами актерской профессии, но и значительно улучшить свой английский язык. Вскоре, вопреки сопротивлению отца, попробовал себя на сцене американских театров. Вернувшись с семьей в Германию в 1913 г., работал в труппе М. Рейнхардта, затем в «Лессинг-театре». Здесь Шильдкраут, чтобы не быть подражателем отца, стал учиться актерскому мастерству у известного немецкого актера Бассермана.
В 1916 г. Дж. Шильдкраут был призван в австрийскую армию, но вскоре Ф. Кортнер (1892–1970; см. Театр. Вклад евреев в мировой театр. Германия и Австрия) добился его освобождения от военной службы и привлек к работе в венском авангардном театре «Фольксбюне». Здесь Дж. Шильдкраут скоро выдвинулся в число ведущих актеров, за 1918–20 гг. он сыграл более ста ролей классического и современного репертуара.
После переезда семьи в 1920 г. в США Дж. Шильдкраут уже в 1921 г. стал звездой Бродвея, сыграв в «Гилд-тиэтр» (см. Театр. Вклад евреев в мировой театр. Соединенные Штаты Америки) главную роль в пьесе «Лилиом» Ф. Молнара. Высокую оценку публики и профессионалов (в том числе К. Станиславского) заслужил музыкальный и драматический талант Шильдкраута в роли Пера Гюнта в музыкальном спектакле по драме Г. Ибсена, поставленном в «Гилд-тиэтр» Ф. Комиссаржевским в 1922 г. Среди других наиболее удачных ролей Дж. Шильдкраута в американском театре: Бенвенуто Челлини в исторической комедии «Смутьян» Э. Майера (1924), дядюшка Харри в одноименной пьесе Г. Джоба; Гаев в «Вишневом саде» А. Чехова.
С начала 1920-х гг. Дж. Шильдкраут много снимался в кино, главным образом в амплуа героя-красавца. Эти роли не приносили Дж. Шильдкрауту профессионального удовлетворения, он стремился в кино к ярким характерным образам. В немом фильме «Царь Царей» (1927) он сыграл Иуду. Большим достижением актера была роль А. Дрейфуса в фильме «Жизнь Эмиля Золя» (1937, режиссер В. Дитерле), за которую он получил премию «Оскар». Другой значительной работой Шильдкраута была роль О. Франка (см. Анна Франк) в фильме режиссера Дж. Стивенса «Дневник Анны Франк» (1959).
В 1959 г. вышла книга мемуаров Дж. Шильдкраута «Мой отец и я».