Шим‘он бен Гамлиэль
ШИМ‘О́Н БЕН ГАМЛИЭ́ЛЬ (שִׁמְעוֹן בֵּן גַּמְלִיאֵל), имя двух законоучителей-таннаев.
Шим‘он бен Гамлиэль I (Старший; 1 в. н. э.), сын Гамлиэля Старшего, танна (см. Таннаи) первого поколения, был одним из руководителей антиримского восстания 66–73 гг. в Иудее (см. Иудейская война I). Как правнук Хиллела, возможно, возглавлял Синедрион и носил титул наси, однако никаких сведений на этот счет не сохранилось. Иосиф Флавий, политический противник Шим‘она бен Гамлиэля I, характеризует его как «человека чрезвычайно разумного и рассудительного, который мог бы одной силой своего гения вывести страну из плачевной ситуации [то есть переломить ход боевых действий в пользу повстанцев]» (Жизнь 191–192). В некоторых еврейских источниках (например, в Смах. 8:8) утверждается, что Шим‘он бен Гамлиэль I был убит римлянами, и его, как правило, включают в число десяти мучеников; однако не исключено, что он, подобно др. политическим лидерам умеренного толка, был убит радикально настроенными евреями.
Принято считать, что все халахот (см. Галаха), приписываемые Шим‘ону бен Гамлиэлю, принадлежат Шим‘ону бен Гамлиэлю II, а суждения Шим‘она бен Гамлиэля I приводятся со ссылкой на Бет-Хиллел (см. Бет-Хиллел и Бет-Шаммай). Тем не менее очевидно, что некоторые постановления практического характера, связанные с Храмом (например, решение, направленное на снижение стоимости жертвенных птиц, о котором говорится в Кр. 1:7), могли быть вынесены только Шим‘оном бен Гамлиэлем I. О нем же, по-видимому, идет речь в Сук. 53а, где рассказывается, что Шим‘он бен Гамлиэль жонглировал во время праздника восемью зажженными факелами. В Мишне цитируется высказывание Шим‘она бен Гамлиэля I: «Все мое детство прошло среди мудрецов, но я не обнаружил ничего более благотворного, чем молчание; главное — не толкование, а деяние; тот же, кто умножает слова, вводит в грех» (Авот 1:17).
Шим‘он бен Гамлиэль II из Явне (2 в.), сын раббана Гамлиэля из Явне (см. Гамлиэль) и отец Иехуды ха-Наси, танна четвертого поколения, возглавлял Синедрион в 140–160-х гг. Учился у своего отца, а также, возможно, у рабби Иосе бен Халафты, рабби Меира и рабби Иехуды бар Илая, на суждения которых он часто ссылается. Во время Бар-Кохбы восстания стал свидетелем резни, учиненной римлянами в крепости Бетар (Гит. 58а). Не участвовал в первом собрании законоучителей, созванном в Уше после смерти императора Адриана и прекращения гонений, последовавших за подавлением восстания; тем не менее, был избран на этом собрании главой Синедриона, получив таким образом титул наси (Песнь Р. 2:5). На первых порах был вынужден делить власть с председателем бет-дина (ав бет-дин) рабби Натаном Вавилонским и хахамом рабби Меиром, однако в дальнейшем принял меры, направленные на укрепление статуса наси как единоличного духовного лидера Эрец-Исраэль, в частности, ввел порядок чествования трех руководителей Синедриона, подчеркивавший подчиненное положение председателя бет-дина и хахама (Хор. 13б). Это вызвало недовольство рабби Натана и рабби Меира, которые попытались сместить Шим‘она бен Гамлиэля II, использовав в качестве предлога его недостаточно глубокое знакомство с одним из трактатов Мишны; однако благодаря помощи рабби Я‘акова бен Коршаи он быстро изучил этот трактат и, посрамив своих противников, вывел их из состава Синедриона (там же). В период пребывания Шим‘она бен Гамлиэля II на посту главы Синедриона была также пресечена попытка рабби Ханании, переселившегося в Вавилонию, подорвать гегемонию Эрец-Исраэль в галахических вопросах, добившись для вавилонских законоучителей права самостоятельно исчислять календарь (Бр. 63а–б). Энергично отстаивая авторитет Синедриона и наси (как институций, обеспечивающих единство еврейского народа), Шим‘он бен Гамлиэль II отличался в то же время чрезвычайной личной скромностью (БМ. 84б–85а); он всегда был готов прислушаться к мнению др. законоучителя и последовать его совету (Бх. 6:9, Тосеф., Сук. 2:2).
Шим‘ону бен Гамлиэлю II приписывается несколько сот галахических постановлений. Согласно правилу, сформулированному Иохананом бар Наппахой, «если в Мишне приводится учение Шим‘она бен Гамлиэля, халаха должна соответствовать ему» (за исключением трех случаев; Кт. 77а); в Иерусалимском Талмуде это объясняется тем, что Шим‘он бен Гамлиэль II «устанавливал халахот в соответствии с мнением своего бет-дина» (ТИ., ББ. 10:14,17г). Для Шим‘она бен Гамлиэля II характерна тенденция к облегчению запретов и ограничений; он считал, что законодатели должны принимать во внимание местные обычаи (БМ. 7:1, ББ. 10:1) и привычки людей (Та‘ан. 30а), защищал права женщин (Кт. 5:5, 7:9, 13:10) и рабов (Гит. 12а, 37б, 40б). Вместе с тем, Шим‘он бен Гамлиэль II настаивал на точном исполнении судебных решений, в том числе и при наличии в них незначительных ошибок (Кт. 11:5), и на подчинении частных интересов общественным, даже в таких вопросах, как пленных выкуп (Кт. 52б). Часть постановлений Шим‘она бен Гамлиэля II основана на преданиях, восходящих к эпохе Второго храма (Та‘ан. 4:8; Тосеф., Санх. 7:1; Тосеф., Гит. 9:13).
Шим‘ону бен Гамлиэлю II принадлежит также целый ряд аггадот (см. Аггада) и этико-философских высказываний: «На трех устоях покоится мир: на праве, на истине и на мире» (Авот 1:18); «Установить мир в своем доме все равно, что установить его во всем Израиле» (Авот де-рабби Натан 28, 85) и другие источники.