Шим‘он бен Лакиш
ШИМ‘О́Н БЕН ЛАКИ́Ш (שִׁמְעוֹן בֵּן לַקִישׁ; известен также как רֵיש לַקִישׁ, Реш Лакиш), амора, живший в Эрец-Исраэль в 3 в. н. э.
Сведения о происхождении Шим‘она бен Лакиша отсутствуют; возможно, он родился в Тверии, где провел большую часть жизни. В молодости был настолько беден, что завербовался в гладиаторы (ТИ., Тр. 8:5, 45г); позднее был стражником (ТИ., МК. 3:1, 81г). Иоханан бар Наппаха уговорил его оставить работу и заняться изучением Торы и только тогда выдал за него свою сестру (БМ. 84а). Среди наставников Шим‘она бен Лакиша были также Бар Каппара и Ошайя (ТИ., Кил. 9:4, 32б, г). Благодаря упорному труду (согласно Та‘ан. 8а, он повторял каждый урок по 40 раз) Шим‘он бен Лакиш стал одним из ведущих и наиболее уважаемых преподавателей иешивы в Тверии, которой руководил Иоханан бар Наппаха (БК. 117а). Влияние Шим‘она бен Лакиша на современников было чрезвычайно велико; считалось, что тому, кто хоть раз побеседовал с ним, можно одалживать деньги без свидетелей (Иома 9б).
Галахические решения Шим‘она бен Лакиша (см. Галаха) основываются как на изощренных логических построениях, так и на глубоком знании традиции. Он непримиримо отстаивал свои взгляды, вступая в полемику даже со своим шурином (который говорил в таких случаях: «Что я могу поделать, если тот, чей авторитет равен моему, не согласен со мной?»; см. Кт. 54б, 84б) и с патриархом (см. Наси) Иехудой ха-Наси II (ТИ., Санх. 2:1, 19г), которого Шим‘он бен Лакиш критиковал за отсутствие должного внимания к школьному образованию (Шаб. 119б), а помощник последнего, рабби Иехуда бен Нахамани, — за назначение некомпетентных судей (Санх. 7б). Вавилонских евреев (см. Вавилония) Шим‘он бен Лакиш резко порицал за то, что они не переселились в свое время в Эрец-Исраэль и тем самым косвенно способствовали разрушению Храма и еврейской государственности (Иома 9б). Вместе с тем он глубоко сочувствовал своим соплеменникам, положение которых резко ухудшилось в результате кризиса, охватившего в 3 в. Римскую империю, и, призывая евреев верить, несмотря на трудности, в любовь Бога к избранному народу (ТИ., Бр. 9:1, 13б), снисходительно относился к их прегрешениям. Он однажды прервал обличительную речь рабби Аббаху, направленную против ассимилированных евреев Кесарии, сказав: «Дурной отзыв о еврейском народе неугоден Богу» (Эккл. Р. 1:6). Шим‘он бен Лакиш всегда был готов прийти на помощь ближнему, даже рискуя при этом жизнью (ТИ., Тр. 8:46б).
Во многих высказываниях Шим‘она бен Лакиша подчеркивается важность заповеди об изучении Закона (см. Талмуд-Тора). Он считал, что эта заповедь должна выполняться ежедневно, и говорил от имени Закона: «Если вы покинете меня на один день, я покину вас на два дня» (ТИ., Бр. 9:5, 14г). Шим‘он бен Лакиш запрещал учащимся изнурять себя постом (Та‘ан. 11б) и полагал, что законоучители не должны участвовать в расходах на строительство городских стен (ББ. 7б). Он призывал своих коллег уважительно относиться друг к другу, несмотря на расхождения во взглядах (Шаб. 63а), и осуждал тех, кто во время спора впадает в ярость.
Согласно преданию, Шим‘он бен Лакиш умер из-за того, что Иоханан бар Наппаха в ходе галахической дискуссии оскорбил его намеком на его гладиаторское прошлое, сказав: «Разбойник знает свое дело». Его смерть так потрясла рабби Иоханана, что непродолжительное время спустя он тоже скончался (БМ. 84а).