Шмуэль Ярхина‘а
ШМУЭ́ЛЬ ЯРХИНА́‘А (Шмуэль-звездочет, Мар, Мар Шмуэль, Шокед; конец 2 в., Нехарде‘а, – первая половина 3 в.), вавилонский амора (см. Амораи). Один из виднейших духовных лидеров еврейства Вавилонии (согласно Санх. 17б, во всех случаях, когда в Талмуде упоминаются «наши вавилонские наставники», речь идет о Шмуэле и Раве). Образование получил у своего отца, Аббы бен Аббы ха-Кохена (Зв. 26а), а также у Леви бен Сиси, переселившегося в Вавилонию из Эрец-Исраэль. В Талмуде рассказывается, что Шмуэль вылечил Иехуду ха-Наси от болезни глаз (БМ. 85б); на этом основании некоторые историки заключают, что Шмуэль какое-то время жил в Эрец-Исраэль, где посещал бет-мидраш Иехуды ха-Наси; однако у Шмуэля нет ни одного упоминания этого факта. Другие исследователи называют в качестве наставника Шмуэля рабби Ханину бен Хама, обращая внимание на то, что символом обоих была пальмовая ветвь (ТИ., Гит. 9:9, 50г).
Шмуэль владел обширными земельными угодьями, которые достались ему в наследство от отца (Хул. 105а, БК. 92а), и имел рабов (Нид. 47а). Стремясь облегчить участь бедняков, продукцию своих угодий пускал на продажу только в периоды дороговизны, назначая низкие цены (ББ. 90б). Сыновья Шмуэля умерли молодыми (Шаб. 108а, МК. 18а); две его дочери были уведены в плен, но позднее выкуплены (см. Пленных выкуп) законоучителями Эрец-Исраэль (Кт. 23а); третья дочь вышла замуж за нееврея (Бр. 16а; по утверждению Раши, ее муж впоследствии перешел в иудаизм).
На протяжении нескольких десятилетий Шмуэль возглавлял в Нехарде‘а крупную иешиву и влиятельный бет-дин (Гит. 36б). Ему принадлежит ряд основополагающих суждений по вопросам гражданского законодательства, оказавших большое влияние на современников и на последующие поколения (Бх. 49б). Шмуэль установил принцип дина де-малхута дина; постановил, что бремя доказательства всегда должно лежать на истце (БК. 46б); разрешил отдавать в рост деньги, принадлежащие сиротам (БМ. 70а; см. Ссуда денежная). Он полагал, что коммерческая прибыль не должна превышать 1/6 стоимости товара (БМ. 40б), и пресекал попытки торговцев использовать спрос, порожденный религиозными нуждами евреев, для взвинчивания цен на необходимые предметы (Пс. 30а, Сук. 34б). Как судья Шмуэль старался избежать малейших подозрений в пристрастности: так, он отказался рассматривать дело человека, который однажды подал ему руку, когда он переходил ручей по узкой доске (Кт. 105б). Полномочия Шмуэля как главы бет-дина были чрезвычайно широки: он мог приговорить виновного к телесному наказанию (Эр. 44б) или тюремному заключению (Нид. 25б); только бет-дины Шмуэля и Рава практиковали в Вавилонии прозбол (не подлежащие отмене долги в субботний год).
Несмотря на серьезные разногласия с Равом (из-за которых тот покинул в 218 г. Нехарде‘а и основал иешиву и бет-дин в Суре), Шмуэль поддерживал с ним тесные связи; Рав, в свою очередь, относился к Шмуэлю с глубоким уважением (Мег. 22а), высоко ценил его ученость (Хул. 59а) и, приезжая в Нехарде‘а, всегда следовал введенным им постановлениям, даже если они расходились с его собственным учением (Эр. 94а). После смерти Рава (по-видимому, в 246 г.) Шмуэль стал бесспорным лидером вавилонского еврейства, и его постановления были признаны всеми законоучителями страны, в том числе преподавателями Сурской иешивы (Гит. 66б, 89б).
Шмуэль был дружен с эксилархом Мару Укбе I, который учился у него и каждый день после занятий лично провожал учителя до дома (ТИ., Та‘ан. 4:2, 68а; МК. 16б); встречался с персидским царем Шапуром I, а также с нееврейскими учеными, жившими в Вавилонии, с которыми обсуждал естественнонаучные проблемы (Ав. Зар. 30а, Шаб. 116а, 129а, 156б). Познания Шмуэля в медицине и астрономии были чрезвычайно обширны; он утверждал, что умеет лечить все болезни, за исключением трех (БМ. 113б), и что небесные тропы знакомы ему «не хуже, чем улицы Нехарде‘а» (Бр. 58б). Врачебные предписания Шмуэля часто цитируются в Талмуде; говорится также, что он мог составить календарь для любой страны диаспоры (РхШ. 20б; ср. Хул. 95б).
Будучи убежденным противником аскетизма (Та‘ан. 11а), Шмуэль осуждал даже тех, кто умерщвляет плоть во исполнение обета (Нед. 22а). Он призывал своих современников наслаждаться земными благами (Эр. 54а), требуя лишь, чтобы при этом произносились соответствующие бенедикции (Бр. 35а). Видя в вероотступничестве главную причину несчастий, постигших евреев, Шмуэль связывал возвышение Рима и, в конечном итоге, разрушение Храма с женитьбой Соломона на египетской царевне, которая склонила его к идолопоклонству: «Когда Соломон женился на дочери фараона, [с небес] спустился [ангел] Габриэль и посадил в море тростник; осевшая на нем земля образовала берег, где был построен великий город Рим» (Шаб. 56б). Шмуэль также считал, что перед приходом Мессии евреи подвергнутся небывало жестоким преследованиям (Кт. 112б) и что единственной особенностью мессианской эпохи будет освобождение еврейского народа от чужеземного господства (Бр. 34б).