Шнеерсон, хасидская династия
ШНЕЕРСО́Н, династия цаддиков, потомков Шнеура Залмана из Ляд, основателя течения хасидизма Хабад.
Второй цаддик — рабби Дов Бер из Любавичей (1773, Ляды, Могилевской губернии, – 1827, Нежин, Черниговской губернии, в хасидских кругах известен под именем Митл ребе /Средний ребе/) — старший сын рабби Шнеура Залмана (умер в декабре 1812 г. по старому стилю, январь 1813 г. по новому стилю). Талмудическое и каббалистическое образование Дов Бер получил под руководством отца вместе с его любимым учеником рабби Ахароном ха-Леви Горовицем (Гурвичем, 1765–1828), впоследствии ставшим Старосельским цаддиком и соперником Дова Бера.
Дов Бер, как и его отец, поддерживал императора Александра I в его борьбе против Наполеона I, а когда французская армия вторглась на территорию России (1812), он с отцом и всей семьей вынужден был бежать. В 1813 г. рабби Дов Бер возглавил бо́льшую часть последователей Шнеура Залмана (меньшинство признало авторитет Старосельского цаддика). Поскольку Ляды были разорены войной, Дов Бер сделал своей резиденцией местечко Любавичи (Могилевской губернии), которое превратилось в центр Хабада, а последователей цаддика стали называть любавичскими хасидами. Он написал большое количество сочинений, преимущественно каббалистического характера, содержащих суждения о мистической сущности молитв и заповедей. Самая известная из его работ — «Кунтрес ха-хитпа‘алут» («Трактат об экстазе», 1876) — является систематическим изложением учения Хабада. Дов Бер ратовал за улучшение экономического положения российского еврейства и рекомендовал своим хасидам заниматься ремеслами и сельскохозяйственным трудом. Так, он предпринял усилия для создания еврейских сельскохозяйственных колоний в Херсонской губернии. Он убедил своих приверженцев в Эрец-Исраэль поселиться в Хевроне (1820), где была создана хасидская община. В 1826 г. по доносу своих противников он был заключен в тюрьму в Витебске по обвинению в антиправительственной деятельности. Через несколько недель его выпустили на свободу до окончания разбора дела. День его освобождения (10 кислева — следующий после его дня рождения) отмечается с тех пор любавичскими хасидами. Сын Дова Бера, Менахем Нахум, был руководителем хасидской общины в Нежине.
Третьим цаддиком Хабада, преемником Дова Бера, стал его зять рабби Менахем Мендл бен Шолом Шахна (известен как Цемах Цедек, 1789–1866). Он был внуком рабби Шнеура Залмана (сыном его дочери Дворы Леи, умер в 1792 г.). Рано осиротев (отец умер в 1800 г.), он воспитывался в доме деда, который сразу обратил внимание на необычайные способности внука и видел в нем будущего цаддика. В 1803 г. Менахем Мендл женился на дочери дяди — Хае Мушке (умерла в 1861 г.). Талмудическое и каббалистическое образование рабби Менахем Мендл получил под непосредственным руководством деда. В ранней юности стал писать хасидские сочинения, среди них «Шореш мицват ха-тфилла» («Источник заповеди о молитве») — работа, входящая в число главных теологических сочинений Хабада. После смерти деда он временно покинул двор цаддика и всецело посвятил себя изучению талмудической литературы, а также математики и астрономии. Даже возглавив любавичских хасидов, ребе Менахем Мендл в отличие от некоторых цаддиков жил необычайно скромно и вел себя скорее как раввин общины. Он много сделал для улучшения экономического положения хасидов, а также для укрепления Хабада. Благодаря Менахему Мендлу состоялось примирение со Старосельским цаддиком, после смерти преемника которого, рабби Хаима Рафаила Горовица, большая часть приверженцев старосельских цаддиков стала любавичскими хасидами. Менахем Мендл в конце 1820-х гг. сумел договориться с главой Воложинской иешивы (см. Воложин) рабби Ицхаком бен Хаимом Воложинером (см. Хаим бен Ицхак Воложинер) и также прекратить взаимные нападки хасидов и митнагдим и урегулировать ряд разногласий, главным образом по поводу убоя ритуального и коробочного сбора.
Он активно выступал против практиковавшейся при Николае I насильственной сдачи в русскую армию еврейских детей (см. Кантонисты). Менахем Мендл способствовал широкому распространению изучения Талмуда в хасидской среде и был одним из самых выдающихся галахических (см. Галаха) авторитетов своего поколения. Он состоял в постоянной переписке со многими известными талмудистами-митнагдим и пользовался большим уважением в их среде. Он активно противился проведению предложенной правительством реформы еврейского образования (см. Казенные еврейские училища; М. Лилиенталь) и не одобрял деятельность сторонников Хаскалы. В связи с этим министр народного просвещения С. Уваров просил в 1841 г. шефа жандармов А. Бенкендорфа установить надзор за Менахемом Мендлом Шнеерсоном, «который... старается всеми своими силами противодействовать благодеятельным видам на евреев наших» (надзор был снят в 1847 г.). В 1843 г. он вместе с рабби Воложинером, общепризнанным лидером митнагдим, был приглашен в Петербург участвовать в работе комиссии при министерстве народного просвещения по вопросу о реформировании еврейского воспитания (так называемая Раввинская комиссия для образования евреев). Несмотря на разногласия, они оба защищали в комиссии позицию ортодоксальных кругов, доказывая, что государственные еврейские школы могут представлять опасность для традиционного еврейского воспитания.
В 1855 г. рабби Менахем Мендл по ложному доносу был подвергнут домашнему аресту. В 1858 г. во время пожара сгорело большинство рукописей его сочинений. Сохранившиеся труды, опубликованные после его смерти, пользовались широкой популярностью и признаны классическими в области галахической литературы. Самые известные из них «Цемах цедек» («Поросль благочестия», тт. 1–7, Вильно, 1870–84) — сборники респонсов, решений и талмудических новелл (по названию этого труда он известен как Цемах Цедек) и «Ор ха-Тора» («Свет Торы», Бердичев, 1913) — посвящен философии хасидизма.
После смерти ребе Менахема Мендла его хасиды не сумели объединиться вокруг одного лидера, и приверженцы Хабада раскололись на несколько ветвей, возглавляемых сыновьями Цемах Цедека. Так как этот раскол был вызван в основном личными причинами, то через два поколения различные ветви Хабада вновь объединились.
Иехуда Лейб Шнеерсон (1811, Любавичи, – 1866, Копысь), сын Цемах Цедека, после смерти отца стал цаддиком в местечке Копысь Могилевской губернии и, хотя умер в тот же год, являлся основателем Копысской ветви Хабада. Под руководством его старшего сына и преемника рабби Шломо (Шнеура) Залмана Шнеерсона (1830, Любавичи, – 1900, Копысь) эта ветвь была наиболее значительной и активной в Хабаде. Шломо Залман был единственным цаддиком, склонным признать палестинофильское движение (в 1887 г. он передал М. М. Усышкину свое одобрение деятельности Ховевей Цион). Он является автором сочинений (изданы посмертно) «Маген авот» («Щит отцов», 1902) и «Друшим екарим» («Главные проповеди», 1903). Второй сын рабби Иехуды Лейба, рабби Шолом Дов Бер Шнеерсон (1840–1908), возглавил хасидскую общину в Речице. Третий сын — рабби Шмария Ноах Шнеерсон (1845–1926) — руководил хасидской общиной в Бобруйске. В 1901 г. он организовал там и возглавил хасидскую иешиву. Из его трудов получил известность «Шемен ла-ма‘ор» («Масло для светильника», 1864). Он был последним цаддиком Копысской ветви Хабада, и после его смерти хасиды присоединились к любавичской ветви.
Хаим Шнеур Залман Шнеерсон (1814–80) — сын Цемах Цедека, стал цаддиком в местечке Ляды Могилевской губернии (где была резиденция основателя Хабада рабби Шнеура Залмана). Хаим Шнеур Залман ввел особый вид богослужения. Его преемником был рабби Ицхак Дов Бер Шнеерсон (1826–1910) — автор комментариев к молитвеннику («Сиддур Махарид»); большинство его трудов осталось в рукописях. Он был последним цаддиком этой ветви, и после его смерти последователи Лядской ветви также влились в Любавичскую ветвь Хабада.
Исраэль Ноах Шнеерсон (1816–83) — сын Цемах Цедека, стал цаддиком в городе Нежине (Черниговская губерния). Первым цаддиком в Нежине из семьи Шнеерсон был сын рабби Дова Бера из Любавичей — рабби Менахем Нахум (см. выше), после смерти которого цаддиком был его сын рабби Шнеур. Однако хасидский двор в Нежине приобрел славу благодаря рабби Исраэлю Ноаху, которого считали самым ученым из сыновей Цемах Цедека. При нем Нежин стал главным центром хасидов Хабада на Украине.
Внучка рабби Исраэля Ноаха, Нехама Дина (1882–1971; дочь его сына Аврахама) стала женой шестого цаддика Любавичской ветви рабби Иосефа Ицхака (см. ниже).
Иосеф Ицхак из Овруча (1809–75), сын Цемах Цедека, был цаддиком в городе Овруч (Волынской губернии). Однако его учение представляло хасидизм иного толка, отличный от Хабада. Его преемником был рабби Нахум Дов Бер (умер в конце 19 в.). Дочь рабби Иосефа Ицхака, Стерна Сара (умерла в 1942 г.), была женой пятого цаддика любавичского хасидизма рабби Шолома Дова Бера (см. ниже).
Старший сын Цемах Цедека, рабби Барух Шолом (1804–69) не создал свою особую ветвь в Хабаде. Его потомки были раввинами в разных населенных пунктах Российской империи, а правнук по мужской линии, М. М. Шнеерсон, стал седьмым цаддиком Любавичской ветви.
Четвертым цаддиком Любавичской ветви Хабада был ребе Шмуэль Шнеерсон (1834, Любавичи, – 1882, там же), младший сын Цемах Цедека. Он продолжил борьбу отца против намерений властей изменить традиционный образ жизни евреев. В 1880 г. был подвергнут домашнему аресту. Автор работ по философии хасидизма, в том числе «Ликутей Тора» («Из Торы», Вильно, 1884), «Ликкутей Торат Шмуэль» («Из учения Шмуэля», Н.-Й., 1945).
Шолом Дов Бер Шнеерсон (1860, Любавичи, – 1920, Ростов-на-Дону), сын рабби Шмуэля, пятый цаддик Любавичской ветви. Одним из важнейших его достижений было создание в 1897 г. в Любавичах хасидской иешивы «Томхей тмимим», положившей начало организованному и эффективному религиозному образованию хасидов движения Хабад. В 1905 г. во время русско-японской войны Шолом Дов Бер организовал снабжение маццой евреев — солдат русской армии на Дальнем Востоке. Хотя рабби Шолом Дов Бер выступал с осуждением сионизма, он активно участвовал в жизни ишува Эрец-Исраэль. Так, в 1912 г. он основал в Хевроне иешиву «Торат Эмет». В 1916 г. послал своих представителей в Грузию для развития системы религиозного образования среди грузинских евреев (в основном в Западной Грузии). Он был первым хасидским цаддиком, начавшим распространять хасидизм среди неашкеназских (см. Ашкеназы) евреев. Автор многочисленных работ, посвященных хасидизму, в основном тесно связанных с его педагогической деятельностью. Хотя в 1915 г. он вынужден был покинуть Любавичи, название «любавичские хасиды» сохранилось за его хасидами, а после 1926 г. (с прекращением Копысской ветви) — за всеми последователями Хабада.
Иосеф Ицхак Шнеерсон (1880, Любавичи, – 1950, Нью-Йорк), сын ребе Шолома Дова Бера, шестой цаддик любавичского хасидизма. Принял в 1920 г. руководство общиной в тяжелые годы гражданской войны. Он был инициатором борьбы за сохранение еврейского образа жизни под властью большевиков. Организовал и возглавил нелегальную систему еврейского религиозного образования в Советской России, а затем в Советском Союзе. Выдающийся организатор, он в советский период был крупнейшим религиозным лидером российского еврейства. В 1921 г. по его указанию была создана иешива «Томхей тмимим» в Варшаве. В 1922 г. рабби Иосеф Ицхак возглавил образованный по его инициативе полулегальный Комитет раввинов (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41 гг. Подавление религиозной и национальной жизни: 1922–41) . В 1924 г. он договорился с представителями Джойнта в СССР, а затем и другими еврейскими зарубежными организациями о предоставлении ими финансовой помощи на развитие еврейской культуры и религиозного образования. В 1924 г. поселился в Ленинграде (см. Санкт-Петербург). Уже в 1925 г. по его инициативе в городе Невеле (тогда в Ленинградской области) была открыта иешива для подготовки раввинов и шохетов (резников).
Под руководством шестого ребе с начала 1920-х гг. Хабад организовал в Москве, Ленинграде, Минске, Витебске, Невеле вечерние иешивы «Тиф’ерет бахурим», в которых обучались молодые люди, в основном студенты вузов. Благодаря Иосефу Ицхаку Хабад стал в Советском Союзе ядром еврейского духовного возрождения, религиозного сопротивления воинствующему атеизму и ассимиляции. В июне 1927 г. власти арестовали рабби Иосефа Ицхака, он был приговорен к смертной казни, но под давлением международной общественности приговор был заменен сначала ссылкой в Кострому на три года, затем — высылкой из Советского Союза вместе с семьей и шестью учениками (среди них — будущий седьмой цаддик М. М. Шнеерсон). Дни, когда отменили смертный приговор (12–13 таммуза), отмечаются хасидами Хабада как праздничные.
В 1927–34 гг. рабби Иосеф Ицхак жил в Риге и организовал там новый центр Хабада. Так началась его деятельность по созданию хабадских центров во всем мире. В 1934–40 гг. он жил в Польше, где основал ряд хабадских талмуд-тора и иешив. После начала Второй мировой войны, в 1940 г., сумел перебраться в США, жил в Бруклине. Сыграл выдающуюся роль в возрождении ортодоксального иудаизма в США, создал сеть еврейского религиозного образования (Мерказ ле-иняней хинух), основал несколько периодических изданий для взрослых и детей, книжное издательство «Кехат» («Кехос»), ставшее крупнейшим в мире издательством еврейской религиозной литературы. Он также продолжал руководить деятельностью Хабада в Советском Союзе. Под его руководством Хабад превратился в широкое общественное религиозно-просветительское движение, создавшее многочисленные учреждения. По его инициативе в 1949 г. в Израиле было основано поселение Кфар-Хабад. Иосеф Ицхак написал много книг по философии хасидизма (в том числе большое количество проповедей и поучений) и истории Хабада; в переводе на русский язык вышли его «Мемуары Любавичского ребе» (тт. 1–2, Н.-Й., 1974) и «Записки об аресте» (Н.-Й., 1980).
Его зять, рабби Менахем Мендл Шнеерсон, стал седьмым цаддиком любавичского хасидизма.