Шалом ахшав

ШАЛО́М АХША́В (שָׁלוֹם עַכְשָׁיו, буквально `мир сейчас`), внепарламентское общественное движение в Израиле, требующее территориальных и политических уступок во имя мира. В основе программы Шалом ахшав лежит постулат о зависимости перспектив достижения мира от готовности Государства Израиль пойти на такие уступки. В возникновении Шалом ахшав играли роль разнообразные идеологические, социальные, политические и другие факторы. Травма, вызванная Войной Судного дня, растерянность молодых представителей Израильского рабочего движения в связи с победой Ликкуда на выборах 1977 г., их стремление противостоять движению Гуш Эмуним теми же внепарламентскими методами (ввиду разочарования действиями оппозиции Ма‘араха в Кнесете), а также известное влияние движения новых левых на Западе привели в конце 1970-х гг. к образованию групп студентов и молодых офицеров-резервистов, авторов остро критического письма к главе правительства М. Бегину, объединившихся в новое движение. К движению присоединились известные писатели и художники, некоторые представители киббуцного (см. Киббуц) движения (в особенности движения Ха-Киббуц ха-арци). Число участников демонстрации, организованной движением Шалом ахшав в марте 1978 г. в Тель-Авиве, составило более двадцати тысяч.

Шалом ахшав провел ряд мероприятий протеста: пикеты демонстрантов на шоссе, по которым проезжал Бегин; сбор подписей под декларацией, призывавшей правительство изменить политические приоритеты; манифестации в городах; лозунги на автодорожных развязках; «блокада мира» — кольцо демонстрантов вокруг здания Министерства главы правительства; листовки, в которых достоянием гласности становилось секретное решение кабинета (сообщенное сочувствующими журналистами) о создании пяти новых поселений на территориях, занятых в ходе Шестидневной войны.

2 сентября 1978 г., накануне встречи в Кемп-Дейвиде (см. Государство Израиль. Исторический очерк), Шалом ахшав устроил в Тель-Авиве самую крупную политическую демонстрацию из всех проводившихся до тех пор в Израиле: около 100 тыс. участников, согласно оценке организаторов, призвали М. Бегина пойти на компромисс с арабами.

Стремясь продемонстрировать палестинцам, что в израильском обществе есть гуманная и высоконравственная позиция, Шалом ахшав устраивал манифестации на землях, отчуждавшихся под строительство поселений и прокладку дорог, поддерживая иски владельцев земель в Верховный суд справедливости и т. п.

С 1979 г. Шалом ахшав развернул деятельность за рубежом, призывая евреев поддерживать Израиль, но не воздерживаться от критики его правительства. В частности, этот призыв нашел отклик у ряда видных еврейских ученых и общественных деятелей; в Великобритании образованию группы поддержки Шалом ахшав содействовал И. Берлин, в США — А. Херцберг. Финансовая поддержка ряда состоятельных людей из-за рубежа обеспечила прочную основу деятельности Шалом ахшав. Шалом ахшав превратился из израильского в международное еврейское движение, о его мероприятиях информировали международные СМИ; видные политические деятели различных стран (Б. Крайский, А. Садат и другие) встречались с лидерами Шалом ахшав.

В отличие от левого крыла Израильской партии труда и Мапам, Шалом ахшав не выставлял условием для начала переговоров требование отказа Организации освобождения Палестины (ООП) от террористической деятельности. В конце 1979 г. в Шалом ахшав был создан так называемый палестинский штаб, который инициировал встречи с палестинскими деятелями с территорий, принадлежавшими к организации ал-Фатх.

Осознавая узость своей социальной базы (в основном представители среднего класса, ашкеназы, уроженцы Израиля), руководство Шалом ахшав предпринимало попытки установить контакты с выходцами из стран Востока, в том числе с представителями движения «пантер» (см. Государство Израиль. Политическая жизнь, партии) и другими группами протеста из сефардской (см. Сефарды) бедноты, но те почти всегда воспринимали такую инициативу как стремление Шалом ахшав воспользоваться ими для своих целей. Перед парламентскими выборами 1981 г. Шалом ахшав почти прекратил свою деятельность. Толчком к ее возобновлению послужило противодействие крайне правых сил отступлению Израиля с Синая. В конце января 1982 г. Шалом ахшав организовал кампанию под лозунгом «Не останавливайте мир». Шалом ахшав резко выступал также против насилия в отношении арабских жителей территорий со стороны военнослужащих Армии обороны Израиля.

В начале Ливанской войны руководство Шалом ахшав не хотело проводить антиправительственные демонстрации в военное время, но ввиду изменения целей войны (см. Ливанская война. Третий этап войны), Шалом ахшав организовал 6 июля 1982 г. стотысячную антивоенную демонстрацию, а затем еще ряд демонстраций у дома главы правительства с требованием отставки Бегина. После резни в Сабре и Шатиле (см. Ливанская война. Резня в Сабре и Шатиле и комиссия Кахана) Шалом ахшав был в авангарде борьбы за проведение расследования. После обнародования выводов комиссии Кахана неоднократно возникали стычки между участниками Шалом ахшав и сторонниками А. Шарона. Накал страстей достиг апогея 10 февраля, когда в ряды демонстрантов Шалом ахшав была брошена граната, от взрыва которой погиб Э. Гринцвайг и были ранены пять человек. По окончании Ливанской войны Шалом ахшав вновь переключился на борьбу против создания новых поселений за так называемой зеленой чертой.

Перед парламентскими выборами 1984 г. в Шалом ахшав обсуждался вопрос о превращении движения в политическую партию, но было решено сохранить Шалом ахшав как внепарламентское движение протеста. Вместе с тем часть руководителей Шалом ахшав активно участвовала в деятельности нескольких партий. Так, М. Бар-’Он и Д. Цукер стали депутатами Кнесета от партии Рац(см. Движение за права гражданина). Позднее Ц. Решеф стал депутатом от блока «Единый Израиль», а Юли Тамир, которая также была кандидатом от этого блока, была назначена министром абсорбции.

После образования правительства национального единства (см. Государство Израиль. Исторический очерк) руководство Шалом ахшав осознало, что рамки общественного протеста сузились, так как протестовать против политики правительства, руководящие посты в котором занимали Ш. Перес и И. Рабин, было гораздо труднее, чем против Ликкуда.

Осенью 1984 г. руководство Шалом ахшав пришло к выводу, что не следует ограничиваться деятельностью среди израильской общественности, а стоит наладить взаимодействие с палестинскими лидерами; при контактах с тунисским руководством ООП выяснилось, что оно придает деятельности Шалом ахшав большое значение. Первым совместным начинанием Шалом ахшав с палестинским руководством была конференция, состоявшаяся в Иерусалиме в январе 1985 г. Важным событием было участие в ней членов Кнесета от Партии труда Оры Намир (см. М. Намир) и А. Ярива; впервые члены входившей в правительственную коалицию партии участвовали в публичном мероприятии вместе с такими известными сторонниками ООП, как Х. Сеньора и З. Абу Зиад. В 1985 – начале 1986 гг. руководство Шалом ахшав провело серию тайных встреч с Абу Зиадом и Ф. Хусейни (родственник Хаджа Амина ал-Хусейни). В 1986 г. в центре деятельности Шалом ахшав была задача помешать поселенческой деятельности Гуш Эммуним в Хевроне. С этой целью в городе была устроена израильско-палестинская конференция, в которой приняли участие члены Кнесета И. Сарид, Шуламит Аллони, Д. Цукер. С начала интифады (см. Государство Израиль. Исторический очерк) Шалом ахшав после периода относительного затишья (1984–87) провел ряд массовых мероприятий протеста «против оккупации территорий».

После декларации ООП (Алжир, ноябрь 1988 г.) о признании Израиля и резолюций Организации Объединенных Наций 242 и 338 руководство Шалом ахшав сочло, что ООП выполнила все условия для ответного признания со стороны израильского правительства. Несмотря на закон, запрещавший встречи с представителями ООП, Шалом ахшав принял решение провести ряд совместных с ООП мероприятий и массовую демонстрацию с целью призвать правительство к немедленным переговорам. В 1989 г. Шалом ахшав стал полностью координировать свою деятельность с тунисским руководством ООП. Из-за закона о запрете совместных мероприятий контакты проходили в рамках научных конференций за границей, например, в Оксфорде (февраль 1989 г.), в Нью-Йорке (март 1989 г.). Было решено способствовать встречам широких слоев общественности с обеих сторон. На фоне интифады, гибели израильтян от рук террористов, а палестинцев — в ходе ответных действий Цахала, Шалом ахшав провел «дни мира» на территориях, а также массовую манифестацию в Иерусалиме (декабрь 1989 г.). Эти акции широко освещались средствами массовой информации, успешная работа с которыми всегда была сильной стороной деятельности Шалом ахшав.

В 1990 г. террор распространился и на территорию Израиля в пределах «зеленой черты», и в ответ начались стихийные антиарабские выступления израильтян. Шалом ахшав организовал отряды «стражей демократии», которые следили за тем, чтобы полиция пресекала проявления насилия против арабов. Вместе с партиями Рац, Мапам и Шиннуй Шалом ахшав выпустил обращение, в котором говорилось, что насилию нельзя положить конец административными мерами, необходимо политическое и экономическое отделение территорий. Во время войны в Персидском заливе, когда Я. Арафат выступил в поддержку действий Ирака, направленных против Израиля, и палестинцы плясали на крышах во время обстрелов страны иракскими ракетами, активисты Шалом ахшав испытывали разочарование в отношении палестинских партнеров, однако вскоре пришли к выводу, что не следует менять подхода к решению израильско-палестинского конфликта.

После подписания Норвежских соглашений (см. Государство Израиль. Внешняя политика) многие участники Шалом ахшав считали свою миссию выполненной, однако волна демонстраций правых против этих соглашений побудила Шалом ахшав занять активную позицию в поддержку правительства.

С приходом к власти правительства Б. Нетанияху Шалом ахшав развернул кампанию за продолжение процесса израильско-палестинского урегулирования. Стремясь подчеркнуть моменты, объединяющие израильтян, пострадавших от террора, и палестинцев, пострадавших от действий Цахала, Шалом ахшав участвовал в открытии совместного мемориала и проведении в 1999 г. собрания евреев и палестинцев — родственников жертв террора.

За 20 лет своего существования Шалом ахшав прошел процесс радикализации. На этапе формирования установка на создание максимально широкого общественного движения побуждала руководство Шалом ахшав не выдвигать таких лозунгов, которые могли бы оттолкнуть часть потенциальных сторонников (например, требование предоставления государственности палестинцам). Впоследствии Шалом ахшав выдвинул требование создания палестинского государства на всех территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны. Это оттолкнуло от Шалом ахшав ряд видных активистов движения (И. Бен-Арци, Ю. Штайниц, А. Лорд, А. Шавит и другие), которые полагали, что в идеологии Шалом ахшав политическая необходимость отступления с территорий и рациональный подход к израильско-палестинскому конфликту подменяются нереалистичными и сомнительными с моральной и правовой точки зрения лозунгами. Тем не менее значительная часть требований, впервые выдвинутых Шалом ахшав, вошла в программу ряда израильских политических партий и стала достоянием широких кругов израильской общественности, не примыкавших к движению Шалом ахшав.

Смотрите также

Швейцария

Шем

Шоа

Штейнхардт Я‘аков

Шуб Давид