Штейнхардт Я‘аков

ШТЕ́ЙНХАРДТ Я‘аков (Steinhardt, Jakob; 1887, местечко Церко, провинция Позен, Германия, ныне Познань, Польша, – 1968, Нахария), израильский живописец и график. В 1907 г. обучался в Музее художественного ремесла в Берлине, брал частные уроки живописи у Л. Коринта, графики — у Г. Штрука. В 1909–10 гг. жил в Париже. Поначалу посещал Академию Жюлиан, затем перешел в Академию Матисса, где в то время стажировался также Р. Леви. Совершенствовался в графических техниках в Академии Коларосси у Т. Стейнлена. В Париже встречался с О. Ренуаром, А. Руссо и молодым П. Пикассо. В 1910 г. возвратился в Берлин, 1911 г. провел в Италии. В 1912 г. познакомился в Берлине с Л. Майднером и основал с ним группу художников «Патетики». В 1914–18 гг. служил в немецкой армии, его часть была расквартирована в Литве, где он познакомился с жизнью местечек черты оседлости. К концу войны был переведен в Македонию, дезертировал и вернулся на родину.

Еще в 1917 г. стал членом берлинского «Сецессиона». В 1919 г. состоялась первая персональная выставка Штейнхардта. Работал над иллюстрациями к Библии, к литературе на идиш, в основном в технике деревянной обрезной гравюры и офорта. Около 1923 г. в творчестве Штейнхардта начался расцвет: художник много писал, делал офорты и гравюры на дереве. В 1925 г. посетил Эрец-Исраэль. В 1933 г. его арестовали нацисты. Штейнхардту удалось бежать с семьей в Эрец-Исраэль; он поселился в Иерусалиме, делал гравюры и писал картины на библейские сюжеты, виды Иерусалима, иллюстрировал книги Руфь, пророка Ионы и другие. С 1948 г. преподавал графику в Школе Бецалель, в 1954–57 гг. был ее директором. Выставки Штейнхардта проходили в Европе и США. В 1967 г. получил звание почетного гражданина Иерусалима.

Творчество Штейнхардта вышло из традиции немецкого экспрессионизма, в его живописи и графике ясно прослеживается влияние Э. Нольде и дрезденской группы «Брюкке». Первые значительные работы Штейнхардт создал, будучи членом группы «Патетики». О близости к творчеству Майднера свидетельствует программная картина тех лет «Пророк» (1913/14, собственность еврейской общины, Берлин); картина представляет собой апокалиптическое видение: проповедник на фоне рушащегося города, окруженный неистовствующей толпой. И в дальнейшем тема пророка, не понятого и не услышанного людьми, играет большую роль в творчестве Штейнхардта («Воскресный проповедник», 1928–35; собрание семьи).

Большое место в творчестве Штейнхардта занимает библейская тематика и изображение еврейского быта. Впечатления, полученные во время пребывания в Литве, отразились во множестве гравюр на дереве и офортов («Погром», офорт, 1913; «Вечер субботы», 1919, гравюра на дереве; «Нищие на деревенской улице», 1930, гравюра на дереве), а также в картинах («На кладбище», 1919; «Деревня зимой», 1920; «Путь из синагоги», 1921). Вместе с тем, Штейнхардт пишет серию импрессионистских по настроению и манере видов Берлина. В технике офорта он создавал также портреты современников.

Переселение в Эрец-Исраэль открыло перед художником новый круг тем. Его пленила красота Святой земли («Переулок в старом Иерусалиме», 1935, гравюра на дереве; «Меа-Ше‘арим», 1934, гравюра на дереве; виды Галилеи, 1959 и 1966 гг.). Он писал картины и делал гравюры на библейские темы, полные экспрессионистского пафоса и тревоги («Иов и его друзья», 1964; «Иаков и Исав», цветная гравюра на дереве, 1950; «Пророк Аввакум», гравюра на дереве, 1957; «Моисей на горе Нево», 1965). За год до смерти Штейнхардт завершил цикл гравюр на дереве — иллюстрации к книгам Иеремии и Исайи, основной мотив которых — предостережение о гибели человечества; этот цикл — своеобразное завещание художника современникам и будущим поколениям.

Смотрите также

Ша‘ар-ха-Гай

Шварц Станислав

Шор Моше

Штампфер Иехошуа

«Штром»