Шор Сарра

ШОР Сарра Марковна (1897, Дубно, Волынская губерния, ныне Украина, – 1981, Москва), живописец, график, театральный художник. Первые профессиональные уроки рисунка и живописи Шор брала во время учебы в дубновской гимназии у преподававшего там черчение и рисование А. М. Рудченко, ссыльного студента Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1911 г. поступила в Киевское художественное училище, в класс живописи И. Макушенко и Г. Дядченко. Во время учебы сблизилась с группой молодых художников-евреев (И. Рабинович, И. Б. Рыбак, А. Тышлер и другие), студентов училища, увлекавшихся современными течениями в искусстве. Зимой 1914 г. Шор приняла участие в выставке «Кольцо», организованной видными художниками русского авангарда Александрой Экстер и А. Богомазовым.

После окончания училища в 1915 г. Шор была принята в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где занималась в классах Г. Залемана (1859–1919) и В. Маковского. Летом 1917 г. поехала на каникулы на Кавказ, в Александрополь (ныне — Ленинакан), и не смогла вернуться обратно из-за нарушения сообщения, вызванного политической нестабильностью. Шор преподавала рисование в местной гимназии. В августе 1918 г. ей удалось перебраться на Украину, в Ходорков, где тогда жили ее родители. Весной 1919 г. она приехала в Киев, работала в Театре Соловцова, подготовила эскизы декораций для экспериментальной труппы В. Кузы. Вероятно, с первых дней своего пребывания в Киеве она принимала участие в деятельности Художественной секции Култур-лиге. Идея создания «современного еврейского искусства», пафос экспериментального новаторства, определявшие атмосферу в Художественной секции, радикальным образом повлияли на творческую эволюцию Шор.

Если ее ранние произведения (1912–19; «Портрет сестры», 1916; «Битва ангелов», 1917 /подавляющее большинство произведений Шор находятся в частной коллекции в Иерусалиме/) совмещают в себе влияние модерна (в частности, М. Врубеля) и классического европейского искусства («Автопортрет», 1918), то работы киевского периода свидетельствуют о решительном обращении художницы к приемам и стилистике кубофутуризма и экспрессионизма с использованием мотивов еврейского народного искусства. В этой манере выполнен целый ряд станковых произведений 1920–24 гг. («Восход», 1920; «Всадники», 1921), а также эскизы декораций к спектаклю «Бар-Кохба» по пьесе А. Гольдфадена в Театральной студии Култур-лиге (1921, режиссер — Э. Лойтер; постановка не была осуществлена) и иллюстрации для книг И. Кипниса на идиш («Майселех», Киев, 1923 /совместно с Н. Шифриным и М. Эпштейном/; «А бер из гефлойгн», Киев, 1924; «Руссише майселех», Киев, 1924, и другие). До 1924 г. Шор сотрудничала также и с украинскими киевскими издательствами, создав иллюстрации для книг, выходивших на украинском языке. (В. Короленко «В дурном обществе», Киев, 1923; Р. Киплинг «Рики-Тикки-Тави», Киев, 1924; «Букварь-радуга», 1924, и другие).

В ноябре 1923 г. Шор переехала в Москву и начала заниматься в мастерской А. Кравченко, изучив под его руководством технику офорта. В 1925 г. Шор вступила в художественное общество «Четыре искусства», на выставках которого в течение 1920-х гг. экспонировались ее работы, в частности, живописные и графические циклы, созданные ею во время путешествий по Средней Азии (1926–27). В 1927 г. Шор оформила (совместно с А. Кравченко) комическую оперу «Тайный брак» итальянского композитора Д. Чимарозы в московском Музыкальном театре имени В. Немировича-Данченко. Во второй половине 1920-х гг. работала также в области промышленного дизайна и выполнила ряд эскизов вышивок и тканей. Наряду с живописью, сценографией, станковой графикой, Шор в течение 1920–30-х гг. преимущественно работала в книжной графике; книги с ее иллюстрациями издавались ведущими издательствами Москвы и Ленинграда и неоднократно были премированы в СССР и на международных выставках. До начала 1930-х гг. она продолжала оформлять и книги на идиш (Н. Лурье «Брикн бренен» — «Мосты горят», Харьков, 1929). В 1932 г. Шор стала сотрудницей издательства «Academia», для которого оформила ряд книг (Светоний «Жизнеописание двенадцати цезарей», 1933; П. Браччолини «Фацетии», 1934; Ф. Достоевский «Бесы», 1935, и другие). Значительное место в ее творчестве занимает еврейская тема, к которой она обращалась до своих последних дней. В разное время она написала живописные и графические портреты деятелей еврейской культуры и искусства — А. Шварцмана (1922), Д. Гофштейна (1924), И. Чайкова (1944), Ш. Михоэлса (1947), А. Эфроса (1950) и других, а также запечатлела жизнь местечка и его обитателей — «Дубно» (1912), «Бабушка у лампы» (1918), «Местечко» (1924), «Портрет отца» (1927), «Еврейская семья» (1952) и другие.

Единственная персональная выставка Шор состоялась в июне 1945 г. в Москве. В годы разгрома Еврейского антифашистского комитета и кампании по борьбе с «космополитами» Шор подвергалась административным репрессиям и долгое время была вынуждена зарабатывать на жизнь изготовлением наглядных пособий для школ. Впоследствии она так и не смогла в полной мере включиться в активную художественную жизнь, но продолжала работать в своей домашней мастерской.

Смотрите также

Шёнберг Арнольд

Шильдкраут, семья

Шиннуй

Шпейер

Штрук Герман