Шохам Маттитьяху Моше

ШО́ХАМ Маттитьяху Моше (Shoham, Matityahu Moshe; настоящая фамилия Полякевич; 1893, Варшава, – 1937, там же), еврейский поэт и драматург. Писал на иврите. Рано осиротев, Шохам воспитывался в доме деда и дяди, получил домашнее еврейское образование. В 1915 г. Шохам женился на девушке из богатой семьи, занимался самообразованием (изучал иностранные языки и светскую литературу). После Первой мировой войны был вынужден искать источники заработка, поскольку его тесть (поощрявший литературные занятия Шохама) лишился состояния. Шохам работал в банке и преподавал.

В 1930 г. Шохам переселился в Эрец-Исраэль, жил замкнуто и за исключением нескольких израильских литераторов (Х. Н. Бялик, И. Ламдан и другие) никому не был известен. Не найдя в Эрец-Исраэль заработка, Шохам через полтора года вернулся в Польшу. В 1934–37 гг. преподавал в Институте еврейских исследований в Варшаве (см. Польша. Первая мировая война. Независимая Польша), стал председателем Союза писателей и журналистов, пишущих на иврите, принимал участие в редактировании литературного журнала «Аммудим».

Шохам рано начал писать стихи; Д. Фришман, знакомый с его тестем, который давал ему стихи Шохама, в 1919 г. напечатал стихотворение «Шуламит» в альманахе «Ха-Ткуфа». Шохам публиковал стихи в журналах «Мознаим», «Гилйонот», «Ктувим». В 1922 г. выпустил свою первую поэму «Кедем» («Восток»), которую впервые подписал псевдонимом Шохам (шохам — `оникс`, слово образовано перестановкой букв его имени «Моше»).

Шохам писал лирические стихи, поэмы, эссе и очерки, но главный вклад Шохама в литературу на иврите составили его философско-поэтические драмы на библейские темы, написанные белым стихом. Шохам стремился через конфликт главных героев выразить противоположные взгляды на исторические судьбы. Первая пьеса Шохама «Иерихо» («Иерихон», 1923) повествует о драматическом падении Иерихона. Главный герой, еврей Ахан, приговорен к казни за любовь к Рахав, иерихонской блуднице, его любовь приравнена к измене, поскольку путь к свободе лежит через отвержение чужого, чужеродного мира.

В пьесе Шохама на библейскую тему «Бил‘ам» («Валаам», 1925) сталкиваются пророк тьмы Валаам и пророк света Моисей, в финале Валаам перерождается и отходит от греха. Такой исход трактуется как триумф света над тьмой. Наиболее значительная драма Шохама — «Цор в-Ирушалаим» («Тир и Иерусалим», Т.-А., 1933). В том же году Шохам получил за нее премию имени Х. Н. Бялика. По совету Бялика, высоко ценившего это произведение, Шохам переделал драму для постановки на сцене, но театр «Хабима» отверг предложенный вариант (впоследствии был утерян), ссылаясь на усложненный, архаичный язык. Драма была написана во время пребывания Шохама в Эрец-Исраэль, что существенно изменило его взгляды на отношения между евреями и неевреями. Если в предыдущих пьесах речь шла о взаимном притяжении, то здесь эти отношения определяются как разобщение.

В пьесе «Элохей барзел, ло та‘асе леха» («Бога из железа не сотвори себе», 1937) Шохам приходит к иному мироощущению. Два героя пьесы — Авраам и Гог (см. Гог и Магог) — олицетворяют две исторические идеи. Авраам несет пророческий идеал социального спасения, а Гог — расистскую идею о господстве северной расы над всеми остальными. Как бы предвидя грядущую Катастрофу, Шохам в уста Гога вложил слова, выражающие идеологию нацизма. Аллегорические элементы, едва заметные в пьесе «Бил‘ам», теперь получают превосходство над символическими, столь характерными для предыдущих пьес Шохама. Последняя пьеса Шохама «Иешу у-Мирьям» («Иисус и Мария», 1937), завершенная писателем незадолго до смерти, не сохранилась.

Лирическая поэзия Шохама исполнена драматизма, сильных чувств, символов; ее главные темы — библейское прошлое и любовь. Словарь и стиль Шохама архаичны, что особенно проявляется в ранних лирических циклах.

В большинстве поэм Шохам мистически воспринимает еврейскую историю. В поэмах «Кедем» и «Ур Касдим» («Ур Халдейский», 1930) источником драматического напряжения служит противопоставление Востока и Запада. Шохам полагал, что спасение людей Запада в целом и евреев, в частности, — это их возвращение на Восток и утверждение господства Востока над Западом. Поздние поэмы Шохама: «Эрец-Исраэль» (1936), «Гадиш» («Скирда», 1931). В эссеистике Шохама чувствуется влияние поэзии: его серия эссе «Лизрот у-лехавер» («Веяние и очищение») отличается отточенным, богатым языком и образностью.

В 1965 г. вышло в свет собрание сочинений Шохама.

Смотрите также

Шамир

Шац-Анин Макс

Шим‘он бар Иохай

Шмуэль

Шор Иехошуа Хешл