Экономика. Экономика Израиля в эпоху Первого храма

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА ИЗРАИЛЯ В ЭПОХУ ПЕРВОГО ХРАМА

Реконструировать экономическую жизнь евреев в древности чрезвычайно сложно, поскольку сохранилось мало документов. Главным источником по-прежнему остается Библия. Археологические изыскания также существенно обогащают представления об орудиях, применявшихся в сельском хозяйстве и ремесле, размерах и видах строений, экономическом ущербе от землетрясений и войн, однако практически не дают сведений о повседневной экономической жизни и динамике экономического развития. Более содержательны в этом смысле документы, найденные в археологических собраниях (Эль-Амарнские и Лахишские письма /см. Лахиш/, самаритянские остраконы). Но таких документов слишком мало, они описывают реалии, существовавшие в определенных местностях, так что на их основе трудно делать обобщающие выводы для других районов и других периодов. Многое можно узнать из более обширных собраний, касающихся соседних цивилизаций (в том числе из недавно обследованных собраний угаритских документов /см. Угарит/, а также документов, найденных в Мари и Нузи); правда, при этом не следует забывать о существенных различиях между обществами и о многих весьма своеобразных чертах, присущих экономике древнего Израиля, а также израильскому обществу и культуре в целом. Используя эти и иные источники, а также исследования многих поколений ученых, можно в некотором приближении воссоздать картину экономического развития древнего Израиля после заселения Ханаана.

Древний Ближний Восток (включая Ханаан) обладал достаточно развитой цивилизацией более чем за две тысячи лет до появления народа Израиля на исторической сцене. В начале эпохи царств и постройки Иерусалимского храма возникла значительная прослойка придворной и священнической бюрократии. Новые столицы в Иерусалиме и Самарии обладали всеми чертами крупных городских центров, где высшие классы позволяли себе роскошь в убранстве жилища и одежде; Исайя осуждает за это женщин Иерусалима (Сиона; 3:18–22). Прежние занятия — скотоводство, рыболовство и охоту — жители также не оставляли, в особенности они процветали в районах юга страны и за Иорданом.

Хотя на территориях Израильского и Иудейского царств существовало не менее 400 городов, их население, как правило, не превышало тысячи человек и состояло в основном из крестьян, собравшихся вместе, чтобы жить под защитой городских властей и укрываться от грабежей и насилия. Средства к существованию они добывали, обрабатывая поля, виноградники и сады, расположенные большей частью за городскими стенами; туда они направлялись по утрам, а по вечерам возвращались (Втор. 28:3–6). Кроме полей и виноградников имелись пастбища, где крестьяне могли пасти овец и коз, которых в основном разводили для производства молока.

Рацион населения Эрец-Исраэль в древности состоял из зерновых изделий и фруктов. Ячмень был одной из основных злаковых культур; его цена (если основываться на параллельных источниках, относящихся к Вавилонии) временами превышала цену фиников. В рационе важную роль играл виноград, а также финики, маслины и инжир. Разведение садов и виноградников нередко требовало интенсивной ирригации, которая практиковалась еще в доизраильскую эпоху, и было сопряжено с долгими годами ожидания получения урожая.

Промышленное производство находилось в руках ремесленников, которые объединялись в кланы или нечто вроде гильдий. Известно, что некоторые поселения занимались исключительно каким-либо одним ремеслом (I Хр. 4:14). Мужчины некоторых семей или кланов были писцами. Занятие определенными ремеслами требовало длительного периода ученичества и поэтому не было доступно обычному работнику. Известно о царских предприятиях, на которых было занято немало работников, например, гончаров. Нередко встречаются осколки гончарных изделий с клеймом למלך («царю»), вероятно, таково было клеймо царских гончарных мастерских. Некоторые исследователи полагают, что это было родом фискальной расписки за вино или масло, поставленное двору в уплату налогов.

Определенное число израильтян занималось торговлей, некоторые — как «царские купцы», в особенности в период царствования Соломона (I Ц. 10:28). В этот период внешняя торговля древнего Израиля стремительно развивалась вследствие значительной концентрации власти в руках царя и завоевания Давидом территорий Эдома, что дало Израилю выход к Красному морю в районе Эцион-Гевер — Эйлот (I Ц. 9:26). Открытие пути в Индийский океан сделало Израиль весьма желанным союзником для Хирама — царя Тира. Еще ранее некоторые израильтяне с севера страны нанимались матросами к финикийским (см. Финикия) судовладельцам (это может служить объяснением стиха «... И Дану чего бояться с кораблями?..» из Песни Деборы, Суд. 5:17). Теперь оба царя могли вместе отправлять корабли и в Индийский океан, и в западное Средиземноморье. Финикийско-израильская экспедиция в Офир, расположенный, вероятно, на западном побережье Индии, а то и далее к востоку, стала вехой в истории мореплавания. Найденная при раскопках в Тель-Касиле надпись на глиняном черепке (остраконе) раннего периода царствования Соломона «золото из Офира в Хорон 30 шекелей» — важное свидетельство внешнеторговых контактов Эрец-Исраэль и центрального положения страны в ближневосточной торговле.

Однако такое положение сохранялось недолго. После смерти Соломона и распада страны на два царства Израиль утратил власть над Эдомом и уже не восстановил ее (за исключением краткого периода правления царя Иехошафата). Израиль не смог продолжать использовать медные рудники и медеплавильни в Эцион-Гевере. Это способствовало общему спаду торговой и политической активности и в Израильском, и в Иудейском царствах, нередко впадавших в зависимость от других царей и ослаблявших друг друга взаимными распрями. В итоге большая часть торговли страны стала осуществляться представителями других народов — финикийцами и другими жителями Ханаана. В разговорном языке того времени термин «ханаанеянин» стал синонимом торговца.

В течение всего этого периода израильская торговля пользовалась сравнительно стабильной системой весов и мер, которая была общей и для других народов Ближнего Востока. Увеличивался спрос на денежные средства; еще Авраам купил пещеру Махпела за «четыреста сиклей [шекелей] серебра, какое ходит у купцов» (Быт. 23:16). Вначале деньги обращались в виде серебряных слитков, которые необходимо было взвешивать, но вскоре их вес был стандартизован и официально маркирован. К концу периода Первого храма все большее распространение получили официальные монеты, впервые появившиеся в Лидии или в Вавилонии.

Другим результатом политического ослабления обоих царств было незначительное участие рабского труда в процессе производства. Даже общественные работы Соломона, включая строительство царского дворца и Храма, требовали большего количества рабочей силы, чем то, которое мог поставить рынок рабов. Поэтому царь установил трудовую повинность для сотен тысяч свободных израильтян. После смерти Соломона ресурсы рабского труда еще больше сократились, поскольку страна редко одерживала военные победы, и лишь немногие пленники могли быть использованы в качестве рабов. В то же время приобретение рабов на финикийских рынках становилось все менее выгодной операцией (см. Рабство). При высоком проценте на кредит, который существовал на всем древнем Ближнем Востоке (минимальные 25% на денежный кредит, 31–33% — на кредит зерном, 100% — на более рискованный кредит или на кредит, выдававшийся в периоды нехватки капитала), крестьянину или ремесленнику было невыгодно приобретать раба и содержать его в течение всей его жизни при том, что свободный поденщик был вполне доступен за весьма низкую оплату. Еврей мог стать рабом, по-видимому, только за неуплату долгов или штрафа, за уголовное преступление. Однако законодательные ограничения, касавшиеся обращения с рабом-евреем, принудительное освобождение в конце шестилетнего срока рабства, а также требование Второзакония снабдить освобождаемого раба средствами к существованию (Втор. 15:13–14) делали владение рабом-евреем крайне обременительным. Поэтому более состоятельные лица приобретали немного рабов — главным образом, в качестве домашней прислуги или наложниц. Однако безработица среди свободного населения бывала нередко столь высокой, что тот или иной раб-еврей иногда добровольно отказывался от свободы и оставался в рабстве и после истечения шестилетнего срока.

Смотрите также

Эйтан Вальтер

Эл-‘Ал

Элимелех из Лежайска

«Эмес»

Эренбург Илья