Эл‘азар бен Иехуда из Вормса
ЭЛ‘АЗА́Р БЕН ИЕХУ́ДА ИЗ ВО́РМСА (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения Хасидей Ашкеназ. Сын Иехуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Эл‘азар бен Иехуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида. Эл‘азар бен Иехуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских погромов в конце 12 в. – начале 13 в. В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод ха-тфилла» («Тайна молитвы») Эл‘азар бен Иехуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами Иерусалима. Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Эл‘азара бен Иехуды, а сам он был тяжело ранен. Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Эл‘азара бен Иехуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях. Эл‘азар бен Иехуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Эл‘азар бен Иехуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер ха-хохма»).
Сочинения Эл‘азара бен Иехуды включают галахические труды (см. Галаха), литургическую поэзию (см. Пиют), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера. В своих галахических сочинениях Эл‘азар бен Иехуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов (см. Тосафот), однако в отличие от них включал также рекомендованные минхагим (см. Обычаи, Обряды). В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Эл‘азар бен Иехуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений. Центральный мотив пиютов Эл‘азара бен Иехуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции (см. Ашкеназы), — преданность и поклонение Богу. Вместе с тем, в пиютах Эл‘азар бен Иехуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.
Лишь некоторые произведения Эл‘азара бен Иехуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены. Главное теологическое сочинение Эл‘азара бен Иехуды «Содей разая» («Тайны таинств»). Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут ха-меркава (`литературы колесницы`; см. Каббала. Происхождение и источники каббалы). Здесь Эл‘азар бен Иехуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия. Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом. В этой части книги Эл‘азар бен Иехуда широко пользуется учениями Са‘адии Гаона. Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов. Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе. Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию голема и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал. Эл‘азар бен Иехуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер ха-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
Основной вклад Эл‘азара бен Иехуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер ха-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Эл‘азар бен Иехуда обсуждает центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.
Из многочисленных экзегетических работ Эл‘азара бен Иехуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к Хаггаде пасхальной и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Эл‘азара бен Иехуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод ха-тфилла» — Эл‘азар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем гематрии.
Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Эл‘азар бен Иехуда превратился в легенду. Согласно восходящей к 13 в. традиции, Эл‘азар бен Иехуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
Смотрите также
Экономика. Участие евреев в экономике Российской империи в 19 в. – начале 20 в.