Экономика. Участие евреев в экономике Российской империи в 19 в. – начале 20 в.
ЭКОНОМИКА. УЧАСТИЕ ЕВРЕЕВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 19 в. – НАЧАЛЕ 20 в.
Евреи сыграли выдающуюся роль в хозяйственном развитии России во 2-й половине 19 в. – начале 20 в., несмотря на то, что власти страны вводили многочисленные ограничения для евреев в праве жительства, в праве владения недвижимой собственностью, в праве заниматься различными видами экономической деятельности. (Об участии евреев в экономической жизни России в конце 18 в. – начале 19 в. см. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев; Россия. Евреи России в 1-й половине 19 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев до войны 1812 г.; Россия. Евреи России в 1-й половине 19 в. Царствование Николая I.) Во 2-й половине 19 в. – начале 20 в. одним из основных занятий евреев была ремесленная деятельность; в 1886 г. Высшая комиссия определила число ремесленников-евреев в 15 губерниях черты оседлости в 310 560 человек. Всеобщая перепись 1897 г., проводившаяся по всей стране, установила, что число евреев, занятых в ремесле и работающих в промышленности, – 555 229 человек. Из них, согласно данным Еврейского колонизационного общества, на заводах и фабриках работало около 50 тыс. человек. Созданный в 1855 г. Комитет для определения мер коренного преобразования евреев отмечал, что во внутренних губерниях ремесленников недостаточно, а в губерниях черты оседлости — слишком много. Представители администрации в губерниях черты оседлости писали в своих докладах в Комитет: «Весьма много отличных мастеров, произведения которых отличаются изяществом отделки и прочностью работы, но искусство этих мастеров остается почти бесплодным [из-за большой конкуренции]». Министр внутренних дел П. Валуев отмечал: «Причины упадка ремесленной промышленности между евреями надо искать в тех общих ограничениях гражданских прав этого народа, которые существуют в нашем законодательстве, и всего более в воспрещении евреям иметь жительство вне мест, назначенных для их оседлости».
В 1865 г. был принят закон, предоставлявший право повсеместного жительства некоторым категориям ремесленников. В дальнейшем Сенат принял ряд постановлений, которые произвольно ограничивали круг лиц, имевших право поселиться во внутренних губерниях, а также права переселившихся. Согласно сенатскому постановлению 1890 г., жены и сыновья ремесленников могли проживать во внутренних губерниях при жизни отца и мужа, а после его смерти — только при условии, что они будут продолжать заниматься ремеслом. Согласно сенатским постановлениям евреи, прекратившие деятельность по болезни или по старости, должны были просить разрешения администрации или министерства внутренних дел остаться на месте жительства на льготных условиях. Ремесленников-евреев приписывали к цехам или мещанским обществам за чертой оседлости не пожизненно с приобретением всех прав, а лишь на время. Поскольку они были временными жителями, Сенат не признавал за ними права приобретения недвижимого имущества. Поступать в купеческие гильдии они могли при условии, что будут торговать только своими ремесленными изделиями. Они могли заниматься своим ремеслом, но не имели права открывать или арендовать заводы и фабрики даже в своей профессиональной сфере.
«Временные правила» 1882 г. запретили евреям селиться в сельской местности черты оседлости. Только правительственное распоряжение 1904 г. разрешило евреям-ремесленникам селиться вне городов и местечек при условии, что они будут заниматься своим ремеслом.
Жить во внутренних губерниях могли только те категории ремесленников, которые занимались «обработкой вещей, требующих известной степени знания или искусства». На этом основании многие профессии не были признаны ремесленными: наборщики, землемеры, фотографы, мостовщики, каменщики, каменотесы, плотники, штукатуры, мясники и резники, настройщики музыкальных инструментов и др. Не признавалось право жительства за пределами черты оседлости за евреями, имевшими документ об окончании упрощенных ремесленных управ со званием ремесленного работника. Ремесленники — представители конкретной профессии после напряженной борьбы добивались права повсеместного жительства. Так, Сенат после многочисленных заседаний признал право повсеместного жительства за следующими категориями ремесленников: огранщики драгоценных камней, маляры, зубные техники, стекольщики, часовщики и др. После принятия закона 1865 г. правительство, Сенат, губернаторы закрывали для евреев-ремесленников различные губернии и города Российской империи (см. Черта оседлости).
Самым распространенным ремеслом среди евреев России было портняжное дело, ремесленники этой категории составляли 25,6% всех ремесленников, второе место занимали сапожники — 14,4%, третье — столяры — 6%. 93% всех ремесленников-евреев проживало в пределах черты оседлости, где евреи составляли около 80% от общего числа ремесленников. Подавляющее большинство евреев-ремесленников в черте оседлости были очень бедны и выполняли на устаревшем оборудовании самые примитивные операции, но отдельные евреи считались лучшими специалистами в своих городах. В начале 20 в. увеличилось число женщин, занятых надомным трудом. В начале 20 в. 75 тыс. женщин в основном работали в области изготовления одежды, в табачной и спичечной промышленности.
Евреи играли выдающуюся роль в развитии банковского дела в России (см. Россия. Эпоха «Великих реформ» 1855–81 гг. Роль евреев в развитии экономики России; Гинцбург, семья; Поляковы, братья), в железнодорожном строительстве, в развитии других видов транспорта (см. Россия. Эпоха «Великих реформ» 1855–81 гг. Роль евреев в развитии экономики России). Ученый-экономист М. Бернацкий отмечал в 1916 г.: «Евреи составляют больше трети торгового класса России. Роль евреев в торговой жизни России громадна. Они в значительной степени эту торговлю налаживают. Всяческие тормозы в проявлении торговой энергии евреев отзываются болью в национально-экономическом теле России».
Евреям-купцам, фабрикантам, владельцам заводов приходилось действовать в условиях многочисленных ограничений и запретов, хотя власти уже с начала 19 в. понимали, какую пользу приносит хозяйственная деятельность евреев. В 1804 г. «Положение об устройстве евреев» открыло купцам и членам их семей доступ во внутренние губернии: им было разрешено приезжать туда на определенное время по делам коммерции. Николай I, который был известен своей юдофобией, все же разрешил в 1835 г. временное пребывание за пределами черты оседлости всем евреям на срок от шести недель до двух месяцев «для дел торговых и для торгов», на более длительное время — с разрешения губернаторов. Купцы 1-й и 2-й гильдии могли приезжать надолго, «не испрашивая на то особое на каждый приезд дозволение» в столицы, портовые города и на ярмарки, но имели право только на оптовую продажу товаров, привезенных из черты оседлости, и только через купцов и приказчиков из христиан. В 1848 г. временное проживание за пределами черты оседлости было дозволено купцам 3-й гильдии на срок до двух месяцев. Всем купцам было разрешено приезжать во все города Российской империи. Купцы 1-й гильдии были первыми евреями, получившими право повсеместного жительства по закону 18 марта 1859 г. (подробнее см. Россия. Эпоха «Великих реформ» 1855–81 гг. Роль евреев в развитии экономики России). Они приобретали все права, присвоенные коренному российскому купечеству, в том числе право приобретения недвижимого имущества по всей стране. Купцам было разрешено брать с собой членов своей семьи, а также одного приказчика и четырех служащих. Переселившиеся купцы должны были в течение 10 лет числиться в списках 1-й гильдии и платить гильдейские пошлины, а по истечении этого срока могли жить за пределами черты «независимо от платежа гильдейских пошлин» и записываться в другие сословия. В случае выбывания из 1-й гильдии до истечения 10-летнего срока жительства вне черты оседлости купцы и их семьи должны были вернуться в черту оседлости в течение года, а если у них была недвижимость — в течение двух лет. В дальнейшем был принят ряд законов и сенатских распоряжений, резко ограничивавших свободу проживания и деятельности купцов 1-й гильдии за пределами черты оседлости. Так, в начале 1890-х гг. ряд сенатских постановлений определил, что по истечении выплаты пошлин купцы могут жить только по месту своей прописки, а не по всей империи. Сенат также разъяснил, что приказчики могли переселяться во внутренние губернии вместе с купцами 1-й гильдии, но в дальнейшем, если служащий умирал, купец не мог взять на его место еврея из черты оседлости. Право повсеместного жительства было в дальнейшем ограничено рядом законодательных актов (см. Черта оседлости). Сенатские постановления разъясняли, что Временные правила 1882 г. запрещали купцам 1-й гильдии жить в сельской местности. Временные правила запретили всем евреям, за исключением лиц с высшим образованием, приобретать собственность в сельской местности, что резко ограничивало хозяйственную деятельность евреев. Различные правительственные решения и сенатские постановления ставили многочисленные преграды перед предпринимателями-евреями. Так, в Царстве Польском евреи могли добывать каменный уголь только на принадлежавших им землях. В Туркестанском крае всем евреям, кроме бухарских евреев, запрещалось добывать полезные ископаемые. Приобретение и поиски нефти на месторождениях на Кавказе разрешалось только евреям, имевшим право повсеместного жительства во всей империи, в каждом случае с особого разрешения министерства торговли и промышленности при согласовании с министрами внутренних дел и финансов и с наместником Кавказа. Такие же правила действовали в отношении акционерных обществ, членами которых были евреи.
Указ 11 августа 1904 г. разрешил купцам 1-й гильдии, жившим в пределах черты оседлости, приезжать во внутренние губернии неограниченное число раз при условии, что они не будут проводить во внутренних губерниях более шести месяцев в году, а купцы 2-й гильдии — не более трех месяцев. Указ также дал купцам 1-й гильдии, прожившим 10 лет во внутренних губерниях, право повсеместного жительства. Указ предоставил купцам 1-й гильдии, членам их семей и сотрудникам право жительства в сельской местности.
Евреи много сделали для развития внешней и внутренней торговли. В значительной степени благодаря еврейским торговцам в 1900–1905 гг. вывоз хлеба за границу составил 21–22% урожая 50 губерний европейской части России. В 1878 г. доля евреев в вывозе русского хлеба через одесский порт составляла 60%. Евреи превратили Херсон, Николаев, Ростов-на-Дону в крупные центры торговли хлебом. Исследователи отмечали значение евреев-торговцев в развитии сельского хозяйства, в повышении уровня жизни крестьян. Один из них писал: «Не будь еврея, крестьянину и некому и негде было бы продать избыток своего ничтожного хозяйства, запретить евреям таскаться от двора во двор, от села к селу, от базара на базар значило бы разом остановить промышленность целого края, которую они одни поддерживают».
Благодаря строительству железных дорог в различных районах России появились еврейские торговцы, которые скупали излишки хлеба, поднимая на него цены. Хлеб перестал долго лежать на складах, его быстро переправляли в различные порты для вывоза. Благодаря стремительному увеличению вывоза хлеба выросло значение портов Балтики. Стремительно развивалась хлебная биржа Петербурга. В Северо-Западном крае в 1897 г. евреи составляли 88,6% лиц, торговавших хлебом.
Значительна была роль евреев в торговле лесом, которая выросла в десятки раз во 2-й половине 19 в. – начале 20 в.; в 1913 г. русский экспорт леса составлял 140 млн. рублей. Евреи-лесопромышленники в своей деятельности сталкивались с многочисленные ограничениями и запретами. Российские власти не давали евреям возможности заниматься рубкой и разведением леса, открывать лесопильные заводы, поэтому они были вынуждены сбывать товар за границу в необработанном виде. Евреи-лесопромышленники были ограничены в возможности использовать русские порты Балтийского моря и вынужденно вывозили лес через порты Пруссии. Евреи не могли арендовать на железнодорожных станциях участки под склады и были вынуждены сплавлять лес по рекам. Евреи участвовали в торговле лесом не только в качестве крупных предпринимателей или служащих, в Виленской и Ковенской губерниях тысячи евреев были плотогонами.
Евреи были широко представлены в мелкой розничной торговле, особенно в пределах черты оседлости, где в начале 20 в. почти три четверти торговых оборотов приходилось на еврейские магазины и лавки. Мелкие торговцы в условиях жесточайшей конкуренции торговали по более низким ценам, чем христиане. В отчете правительственной комиссии о торговле в пределах черты оседлости говорилось: «Большинство еврейских лавок настолько мизерны, что даже при том ничтожном расходе, который им свойственен, не дают возможности существовать мало-мальски по-человечески».
Большую роль сыграли евреи в развитии текстильной промышленности и в торговле текстилем. Евреям принадлежало много текстильных фабрик в основном центрах этой промышленности в Лодзи и Белостоке. Было много и ткачей-евреев, несмотря на нежелание нееврейских фабрикантов брать их на работу. На многих предприятиях еврейские ткачи составляли большинство. В черте оседлости большинство магазинов, торгующих текстилем, принадлежало евреям; даже в Москве половина капитала в области торговли текстилем была руках евреев.
Выдающейся была роль евреев в развитии сахарной промышленности. Многие евреи, разбогатевшие на откупах, вкладывали деньги в эту отрасль. В 1872 г. насчитывалось 27 сахарных заводов, принадлежавших евреям. В конце 19 в. среди крупных сахарозаводчиков были Бродские, Зайцевы, Заксы. М. Гальперин (1850-?) владел восемью свеклосахарными заводами, тремя рафинадными, 50 тыс. десятин земли с посадками сахарной свеклы. В 1910 г. из 578 акционерных обществ в сахарной промышленности Юго-Западного края 182 (21,5%) принадлежали евреям. Евреи-сахарозаводчики использовали на своих предприятиях более современную технологию, более передовые методы производства сахара, организовали выпуск рафинада. Они создали эффективную систему продажи сахара в России и за границей, благодаря чему на Украине появились большие плантации сахарной свеклы (правда, из-за многочисленных ограничений большинство плантаций принадлежало христианам).
Евреи сыграли большую роль в развитии мукомольной промышленности. В начале 20 в. им принадлежало 365 мельниц, которые производили продукцию на сумму около 20 млн. рублей. Они основали мукомольные предприятия, на которых было занято много рабочих в Полтаве, Кременчуге, Киеве, Елисаветграде (см. Кировоград), Екатеринославе (см. Днепропетровск), Одессе.
Евреям принадлежало значительное число кожевенных фабрик. В 1897 г. евреи владели 287 фабриками (54%), из них в Царстве Польском евреям принадлежало 162 кожевенных завода. Много фабрик находилось в Вильне (см. Вильнюс), Сморгони, Ошмянах, Могилеве, Минске, Двинске (см. Даугавпилс); подавляющее большинство рабочих и служащих на этих предприятиях составляли евреи.
Участие евреев в добывающей промышленности было связано с многочисленными ограничениями в правах (см. выше). Правила 1887 г. о производстве горных работ устранили евреев от участия в добыче полезных ископаемых на казенных землях. Большинство полезных ископаемых находилось за пределами черты оседлости, но в Екатеринославской губернии насчитывалось около 200 акционерных обществ, в правлении которых преобладали евреи, этим обществам принадлежало около 100 крупных предприятий по добыче угля. В Привисленском крае одну четвертую часть общей добычи угля давали шахты, владельцами которых были евреи.
Крупнейшими организаторами нефтяной добычи на Каспийском море был банкирский дом Ротшильдов. 16 мая 1883 г. созданное Ротшильдами в Баку Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество получило высочайшее утверждение. Было построено большое число резервуаров. В сферу влияния Ротшильдов входило также 135 предприятий по добыче и переработке нефти. Благодаря этому вывоз нефтепродуктов увеличился с 24 млн. пудов в 1884 г. до 30 млн. пудов в 1889 г. После издания правил 1892 г. (см. выше) Ротшильды создали большое число новых предприятий по добыче и переработке нефти; предприятия давали 26% общего вывоза бакинской нефти. Ротшильдам также принадлежало торгово-транспортное общество «Моцут», доставлявшее нефть водным путем в рижские, витебские и варшавские резервуары. В состав директоров фирмы входили М. И. Ефрусси, зять А. Ротшильда, А. Фейгель — купец 1-й гильдии, возглавлявший совет съезда бакинских нефтепромышленников. В Баку работало около десятка фирм, принадлежащих евреям, в том числе «И. Г. Гальперин и компания», «Дуэль Н. Т.», «Дембо и братья», «Поляк Г. А. и семья», «Шумахер М. М.» Большое число евреев работало на нефтяных приисках в качестве инженеров, служащих, рабочих.
Евреи-предприниматели много сделали для развития хлопкоочистительной промышленности в Средней Азии. В результате их деятельности Россия стала занимать одно из ведущих мест в мире по производству хлопка. Крупнейшими торговцами и производителями хлопка были представители семейства Вадияевых, создавшие торговый дом «Братья Вадияевы». В 1912 г. оборот торгового дома составил 50 млн. рублей. В 1912 г. 25 заводов перерабатывали закупленный Вадияевыми хлопок-сырец (восемь принадлежали торговому дому, 17 были арендованы). Второй крупнейшей фирмой в области переработки и продажи хлопка был торговый дом, принадлежавший бухарскому еврею Р. Потеляхову. Товарищество во главе с Потеляховым имело девять хлопкоочистительных заводов и ряд др. промышленных предприятий. Другой крупной торговой фирмой бухарских евреев был торговый дом «Юсуф Давидов». Ряд крупных фирм по переработке и продаже хлопка принадлежал евреям-ашкеназам, среди них: акционерное общество бумажных мануфактур «И. Х. Познанский в Лодзи», годовой доход которого в 1909–10 гг. составил 11,5 млн. рублей; торговый дом «Братья Шлосберг».
Рост хлопковых посевов и развитие хлопкоочистительной промышленности в Средней Азии привели к возникновению в этом регионе маслобойной промышленности. Крупный маслобойный завод принадлежал торговому дому «Братья Вадияевы». Другими крупнейшими фирмами в этой области были «Волжское акционерное общество маслобойных и химических заводов З. М. Персиц» и «Акционерное общество хлопкоочистительного и маслобойного заводов в Новой Бухаре», учрежденное минским купцом 1-й гильдии М. Факсманом.
Фабрики по производству табака и махорки в основном принадлежали евреям. Из 110 табачных фабрик, зарегистрированных в 1897 г. на территории черты оседлости, 83 принадлежали евреям. Крупными табачными фабрикантами были братья Гурарии из Кременчуга. Из 3943 рабочих, занятых в табачной промышленности Северо-Западного края, 3055 были евреями, высок был процент женщин и детей.
Во время Первой мировой войны евреи были высланы из прифронтовых районов, и стоял вопрос об открытии для них внутренних губерний (см. Россия. Евреи в России в конце 19 в. – начале 20 в. Первая мировая война). При обсуждении этого вопроса в 1915 г. министр торговли и промышленности князь В. Шаховской заявил, что выселение евреев и эвакуация наносят «непоправимый ущерб национальному капиталу». Он требовал открыть для евреев города и сельские местности во внутренних губерниях, так как «разрешение еврейского вопроса представляется чрезвычайно важным с точки зрения интересов торговли и промышленности».
Об участии евреев в экономике Советского Союза (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41. Нэп и экономическое положение евреев в 1920-е гг.; Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41. Изменения социальной структуры; Советский Союз. Советско-германская война и Катастрофа. Эвакуация и тыл).