Элкана Иехуда

ЭЛКА́НА Иехуда (родился в 1934 г., Суботица, Югославия), израильский историк и философ науки. В 1940 г. семья переехала в Венгрию, а в 1944–45 гг. была депортирована в концентрационный лагерь. После освобождения в 1945 г. вернулась в Югославию. С 1948 г. Элкана живет в Израиле. Жил сначала в киббуце Ха-Зореа, потом в Тель-Авиве, где окончил гимназию «Герцлия». С 1955 г. Элкана учился в Еврейском университете в Иерусалиме, изучал физику, математику, историю науки; позднее также биологию. До 1965 г. Элкана преподавал в гимназии «Рехавия». В 1966 г. получил степень магистра; в 1966–68 гг. работал над докторской диссертацией «О возникновении понятия энергии» под руководством известного философа-постпозитивиста С. Тулмина в Брандайза университете, а также преподавал на отделении истории науки Гарвардского университета. В 1968–81 гг. преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме на отделении истории и философии науки, был профессором университета. С 1981 г. Элкана — профессор истории и философии науки Тель-Авивского университета. Он был также членом Центра высших исследований в области наук о поведении (1973–74), приглашенным профессором в Оксфорде (1977–78), директором Института истории и философии науки и идей имени Кона при Тель-Авивском университете (1981–91), директором Института Ван Лира (1968–93), постоянным членом Научного колледжа в Берлине (с 1987), где читал лекции в 1988–89 гг. С 1992 г. Элкана — член и заместитель председателя Научного совета при муниципалитете Будапешта, член-корреспондент Международной Академии истории науки. С 1995 г. он также профессор философии науки в университете Цюриха. С 1999 г. он профессор Центральноевропейского университета в Будапеште.

Элкане принадлежит более 50 статей (в том числе в энциклопедиях), докладов, введений к книгам и рецензий (на английском языке и иврите), а также ряд книг (на английском и немецком языках, переведены на французский и итальянский языки); он был также редактором многих изданий, в том числе научных сборников.

Основная тематика работ Элканы — история и философия точных наук, преимущественно физики. Испытав влияние методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса и отойдя от логико-методологических моделей, Элкана в своих исследованиях отдал предпочтение культурологическим, герменевтическим и антропологическим методикам анализа научного знания. В работах Элканы рассматривается «персональный» аспект развития науки, то есть анализ истории идей физиков и математиков (И. Ньютона, Л. Эйлера, Г. Гельмгольца, Л. Больцмана, А. Эйнштейна, Э. Шредингера и других), а также взаимодействие науки и взглядов философов (И. Канта, А. Койре и других). Исследуется история некоторых основных понятий физики, в частности, понятия энергии; этому посвящена докторская диссертация Элканы (см. выше), ряд статей и книга «Открытие закона сохранения энергии» (1974). Известность Элкане принесла его программа «антропологии знания», изложенная в книге «Антропология познания: развитие наук как эпический театр хитроумного разума» (немецкий язык, 1986) и в ряде статей. Элкана рассматривает науку как одну из подсистем культуры и указывает на зависимость науки от социокультурного и национального контекстов ее развития.

Элкана — автор или соавтор, а также редактор ряда изданий по истории и философии науки: «Взаимодействие между наукой и философией» (английский язык, 1974), «К метрике науки: появление показателей развития науки» (английский язык, 1978), «Науки и культуры: антропологические и исторические исследования наук» (английский язык, 1981), «Альберт Эйнштейн: исторические и культурные перспективы» (английский язык, 1982), «Новации на пересечении науки и техники» (английский язык, 1989), «Очерки по когнитивной и политической организации науки» (английский язык, 1994). Под редакцией Элканы вышли издания трудов физиков и философов прошлого: «Эпистемологические работы Германа фон Гельмгольца» (английский язык, 1977), «Уильям Грэвелл. Избранные сочинения» (английский язык, 1984) и другие.

Смотрите также

Эдом

Эйлат

Эл‘азар бен Иехуда из Вормса

Эфраим

Эфрат Исраэль