этрог

ЭТРО́Г (אֶתְרוֹג), цитрусовый плод (Citrus medica), один из четырех предметов — арба‘а миним, используемых в ритуале праздника Суккот (см. также Цитрусовые). Описательное название «плод красивого дерева» (при эц хадар; Лев. 23:40) в Библии традиционно относят к этрогу. Название «этрог» в талмудической литературе (см. Талмуд) предположительно происходит от персидского «торонг» (`красивой окраски`).

Некоторые исследователи полагают, что этроговое дерево, родина которого в Индии, появилось в Эрец-Исраэль лишь в эпоху Второго храма, а в библейской фразе имеется в виду любой красивый (хадар) плод, согласно другому мнению — пиния или кедр, санскритское название которого «дар». Однако есть свидетельства, что этроговое дерево было известно в древнем Египте и, поскольку плод использовался в ритуале праздника Суккот, его выращивали в Эрец-Исраэль уже в эпоху Первого храма.

Этроговое дерево отличалось от всех других фруктовых деревьев, культивировавшихся в Эрец-Исраэль, тем, что оно требовало постоянного орошения. Этот факт приводится среди талмудических аргументов в пользу отождествления библейского при эц хадар с этрогом: эц хадар интерпретируется как эц хиддур, то есть дерево, требующее воду (ср. греческое «хюдор» — `вода`; Сук. 35а; ТИ., Сук. 3:5, 53г). Поскольку этрог был единственным цитрусовым, известным в Эрец-Исраэль в мишнаитский (см. Мишна) и талмудический период, вопрос о возможности использовать этрог, собранный с привитого дерева, был поставлен сравнительно недавно.

Этрог служил излюбленным декоративным мотивом в эпоху Второго храма — он часто фигурирует на стенах и мозаиках синагог и на чеканке монет ряда Хасмонейских царей (см. Хасмонеи). В мишнаитский и талмудический период, когда этроговое дерево широко культивировалось в Эрец-Исраэль, его плоды были сравнительно недороги: большой этрог стоил две пруты (Меи. 6:4). Однако очень красивый этрог, пользовавшийся особым спросом перед праздником Суккот, стоил гораздо дороже — иногда его цена равнялась стоимости трех обедов (ТИ., Сук. 3:12, 54а). Бывали периоды (например, в годы гонений в правление императора Адриана), когда этрог приходилось привозить в Эрец-Исраэль из отдаленных стран (Тосеф., Дм. 3:4). Наряду с культовым употреблением этрог использовался и в других целях: его толстая кожура шла в пищу — ее мариновали в уксусе или разваривали в кашицу, а из его долек изготовляли благовоние, которое к тому же высоко ценилось как противоядие от укуса змеи (Сук. 6б, Ма‘ас. 1:4, Шаб. 109б).

Существует несколько видов этрогового дерева; в Израиле преобладает малый этрог; большой этрог был привезен в страну йеменскими евреями (ср. Сук. 36б, где упоминается большой этрог, который несут на плече). Наряду с кислым этрогом есть также сладкий сорт (ср. Шаб. 109б). С увеличением числа цитрусовых видов этрог был скрещен с другими цитрусовыми деревьями, что, возможно, объясняет, почему в наши дни так трудно выращивать нескрещенный этрог: нескрещенный вид подвержен болезням и плохо противостоит вредителям, а его питтам (`головка плода`) обычно атрофирован. В то время как в древности питтам был наглядным признаком высококачественного этрога, сегодня те, кто стремится приобрести только нескрещенный этрог, отличают его по отсутствию питтам.

До конца 19 в. центром выращивания этрога был остров Корфу, откуда плод поступал в еврейские общины Европы. В позднейшие годы этрог стал поступать в Европу из Эрец-Исраэль. Сегодня израильские производители этрога полностью обеспечивают местный спрос и экспортируют плод во многие еврейские общины мира.

Смотрите также

Эйлон

Эйфман Борис

Эйхенбаум Борис

Элефантина

Эренкранц Биньямин Вольф