Элефантина

ЭЛЕФАНТИ́НА (на греческом языке; на арамейском יֵב, Иев, `город слоновой кости`), город на южной оконечности небольшого острова на реке Нил; напротив Элефантины на восточном берегу Нила находился г. Суене (Свене в Иех. 9:10; нынешний Асуан). Расположенная в нескольких километрах к северу от Первого порога, Элефантина служила пограничной крепостью, защищавшей Египет от грабительских вторжений нубийцев. Еврейская военная колония в Элефантине была основана либо при Псамметихе I (около 664–610 гг. до н. э.), который укрепил военную мощь Египта, в частности, путем широкого использования греческих и еврейских наемников, либо при Псамметихе II (595–589 гг. до н. э.). Для обеспечения своих культовых нужд еврейские поселенцы построили в Элефантине храм Яхве. Возможно, однако, что еврейские части впервые прибыли в Элефантину в составе ассирийской армии (672 г. до н. э.); некоторые исследователи полагают, что существует связь между возведением там еврейского храма и пророчеством Исайи (19:19): «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее»). Во время персидского господства в Египте (с 525 г. до н. э.) в Элефантине стоял значительный гарнизон наемников, включавший, среди прочих, еврейские подразделения (дгалим — на иврите, буквально `знамена`). В Элефантине также располагалось персидское военное командование, а персидская гражданская власть находилась в Суене.

В 411 г. до н. э. египетские жрецы при содействии персидского командующего Вайдранга разрушили храм. Элефантинские евреи направили (наряду с посланиями иерусалимскому первосвященнику и сыновьям наместника Самарии Санваллата) послание наместнику провинции Иехуда (Иудея) Бигваю с просьбой разрешить им восстановить храм. В послании содержится его описание, свидетельствующее о его былом великолепии. Временная потеря Персией контроля над Египтом (401–341 гг. до н. э.) несомненно привела к ухудшению положения евреев Элефантины, которые были наемниками на службе персидского царя.

Окончание персидского господства в Египте и завоевание страны Александром Македонским вряд ли положили конец существованию еврейского воинского контингента в Элефантине: охрана южной границы страны оставалась насущной необходимостью, поэтому представляется маловероятным, что власти отказались от услуг евреев — опытных бойцов в нескольких поколениях, хорошо знакомых с местными условиями. Существование еврейского военного поселения в Элефантине тем более вероятно, поскольку известно, что еврейские воинские части несли охранную службу в Птолемеевском Египте. Так, в Аристея послании (3 в. до н. э.) упоминается, что переселенные Птолемеем I (Сотером) в Египет евреи и самаритяне несли гарнизонную службу в различных городах Египта. В конце Птолемеевской эпохи охрана восточной границы страны в районе Пелузиума (к востоку от современного Порт-Саида) была возложена на еврейский контингент. В раннехристианскую эпоху начался упадок Элефантины; население покинуло город, на руинах которого стали добывать камень для строительных работ в Суене.

В начале 20 в. в ходе археологических раскопок, в которых принимал участие Р. Л. Монд (см. Монд, семья), были обнаружены многочисленные документы на арамейском языке, получившие известность как Элефантинские папирусы. Среди находок были также острака (см. Остракон) с еврейскими надписями и фрагменты Ахикара книги. Найденные документы датируются 5 в. до н. э. и служат единственным источником сведений о еврейской общине Элефантины. Из этих документов видно, что еврейская община города включала не только воинов-наемников, но и гражданское население, которое было преимущественно занято торговлей недвижимостью и, поскольку Элефантина была центром торговли с Нубией, то, по-видимому, также торговлей предметами нубийского экспорта, основную часть которого составляла слоновая кость. В целом, однако, еврейская община Элефантина не была богатой. Контакты евреев Элефантины с их египетскими соседями носили большей частью деловой характер, хотя в документах упоминаются случаи смешанных браков; есть основания полагать, что условием заключения этих браков был переход египтян в еврейство. Из обнаруженной в Элефантине ктуббы и других документов видно, что жена обладала равными правами с мужем, а в некоторых отношениях ее права были даже большими, чем права мужа. Как и муж, она имела право расторгнуть брак, и потому согласие на брак жених должен был получить как от отца невесты, так и от самой невесты; если девушка отказывалась вступить в брак, отец не мог принудить ее к этому. Для расторжения брака было достаточно публичного заявления одного из супругов, что он «ненавидит» другого. Если муж расторгал брак на том основании, что у него есть другая жена или дети от другой женщины, он должен был уплатить жене весьма значительный штраф.

Известно, что восстановленный вернувшимися из пленения вавилонского изгнанниками Иерусалимский храм строился по плану разрушенного Храма, однако храм Яхве в Элефантине выглядел совершенно иначе: он был украшен каменными колоннами и плитами из камней, покрыт крышей из кедрового дерева и имел пять ворот на бронзовых петлях; в храме, среди прочего, находились серебряные и золотые сосуды. На алтаре приносили жертвоприношения и воскуряли фимиам. Евреи Элефантины осознавали отличие своей веры от религиозных верований египтян и других обитателей города: в сохранившихся документах в полном соответствии с библейской терминологией служители элефантинского храма называются коханим (священники, см. Кохен), а служители языческих культов — кмарим (жрецы). Вместе с тем евреи Элефантины не видели ничего противоестественного в существовании их святилища наряду с Иерусалимским храмом. Когда их храм был разрушен (см. выше), евреи Элефантины обратились к иерусалимскому первосвященнику с просьбой помочь им восстановить его, даже не подозревая, что первосвященник может видеть в самом существовании их храма тяжкий грех, и были удивлены, что он не счел нужным даже ответить на их просьбу. Более того, религия, которую евреи Элефантины принесли с собой, была той народной верой, с которой боролись ранние пророки (см. Пророки книги) и против которой выступил Иеремия незадолго до разрушения Первого храма. Хотя в центре этой веры и связанного с ней культа стоял Яху (это имя Бога встречается в Элефантинских папирусах несколько раз), он не был единственным богом, которому отправлялся культ в храме Элефантины: в списке даров евреев храму указывается, что из общей суммы пожертвований, составлявшей 31 караш и 8 шекелей, 12 карашей и 8 шекелей предназначаются Яху, 7 карашей — Ашамбетель и 12 карашей — Анатбетель. Имена этих двух богинь следует сопоставить с упоминаемой у пророка Амоса самарийской Ашмат и почитавшейся на всем Ближнем Востоке богиней войны Анат (ср. такие географические названия в Эрец-Исраэль, как Анатот и Бет-Анат); лексема бетэль (буквально `дом бога`; ср. Бет-Эль) засвидетельствована как имя собственное в Иудее в эпоху правления Дария I (ср. Зх. 7:2). Очевидно, евреи Элефантины были слабо связаны с Иерусалимом и потому не были затронуты происходившими там религиозными реформами. Судя по Элефантинским папирусам, из всех праздников евреи Элефантины соблюдали только Песах. В декрете царя Дария II, который датирован пятым годом его царствования (419 г. до н. э.), направленном персидскому наместнику Арсамесу, еврейскому контингенту Элефантины (возможно, также евреям вне Элефантины) было предписано праздновать Песах. Декрет содержит также детальные указания относительно ритуала празднования. Очевидно, что, хотя евреи Элефантины пользовались значительными гражданскими свободами, как царские воины они должны были получить специальное разрешение персидской администрации на проведение ритуальных мероприятий, которые могли бы помешать исполнению ими своих служебных обязанностей.

Элефантинские папирусы дают представление об организации еврейской военной колонии в конце 5 в. до н. э. Еврейские наемники Элефантины составляли военный контингент, называвшийся хила иехуда (`еврейские силы`); каждый боец был приписан к определенному подразделению (дегел) и назывался ба‘ал дегел (`человек воинского подразделения`) в отличие от ба‘ал кирья (`горожанин`) — термин, обозначавший еврейского жителя города, не состоявшего на военной службе. По-видимому, дегел делился на меньшие подразделения — сотни. Названия каждого подразделения были не еврейские, а персидские или вавилонские. Главой объединения «Еврейские силы» был командир гарнизона (иев хила), подчиненный верховному командующему. На две последние должности назначали неевреев. Обычно еврейский боец в папирусах называется «еврей», иногда — «арамей» (либо потому, что евреи Элефантины говорили по-арамейски, либо потому, что данный боец принадлежал к подразделению, большинство бойцов которого составляли арамеи). Еврейские наемники пользовались значительными гражданскими свободами во всем, что касалось их частной жизни — у них были семьи, им разрешалось совершать торговые сделки, в том числе и с неевреями, приобретать, продавать и владеть недвижимостью и завещать ее детям. В качестве воинов на царской службе они ежемесячно получали рацион зерном и жалованье серебром, соблюдали воинскую дисциплину и находились под юрисдикцией военных властей в Элефантине или администрации в Суене.

Смотрите также

Эбла

Эйдельман Натан

Эйн-Дор

эксиларх

Эренбург Илья