эфод
ЭФО́Д (אֵפוֹד, вариант אֲפֻדָּה, афудда, вероятно, от аккадского эпатту, мн. число эпадатту, род богато украшенной верхней одежды; ср. также сходный по значению угаритский /см. Угарит/ термин ипуд или ипудак; в русской традиции ефод), неоднократно упоминаемый в Библии обрядовый предмет в одежде священнослужителей.
В Пятикнижии эфод — ритуальное облачение Аарона (Исх. 28:2; 29:5; 39:1; Лев. 8:7), которое затем перешло к его сыну Эл‘азару (Чис. 20:28). Согласно Исх. 28:6 и 39:2, эфод был соткан «из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона, искусною работою»; на этом основании в Талмуде (то есть в эпоху, когда эфод уже давно не применялся) утверждается, что каждая нить в нем состояла из 28 прядей — шести голубых, шести фиолетовых, шести алых, шести крученых и четырех золотых (Иома 71б–72а). По всей вероятности, эфод был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок (Исх. 28:7; 39:4), а у пояса стягивался перевязью из той же ткани (Исх. 28:8; 39:5). К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам (в русском переводе — `оникс`) в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова (Исх. 28:9–12; 39:6–7). На эфод налагался двойной четырехугольный нагрудник (хошен) с 12 драгоценными камнями (по числу колен Израилевых), прикреплявшийся к нему золотыми цепочками и шнуром голубого цвета (Исх. 28:13–29; 39:13–30); в нагрудник вкладывались урим и туммим (Исх. 28:30). Эфод надевался поверх голубой накидки (в русском переводе — `риза`), к подолу которой были прикреплены золотые колокольчики и разноцветные украшения в форме плодов граната (в русском переводе — `яблоки`; Исх. 28:31–34; 39:22–26). Колокольчикам приписывались магические свойства: считалось, что они предохраняют священника от гибели при входе в святилище, где обитает Бог (Исх. 28:35; ср. Исх. 20:16 /по-русски 20:19/; 33:20). Многие исследователи полагают, что в книге Исход фактически описывается одежда первосвященника периода Второго храма.
В Самуила книге неоднократно упоминается «льняной эфод» (эфод бад), который надевали все священники (I Сам. 2:18; 22:18), а в некоторых случаях — и другие участники религиозных церемоний (II Сам. 6:14; I Хр. 15:27); вероятно, он представлял собой верхнюю одежду из простой ткани, которую носил также Эли (I Сам. 2:28), затем его потомки Ахия (I Сам. 14:3) и Эвиатар (в русской традиции Авиафар; I Сам. 23:6). Поскольку, однако, в I Сам. 2:28 и 14:3 применительно к эфоду употреблен глагол наса, основное значение которого — `перемещать`, `поднимать`, а не `носить в качестве одежды`, некоторые исследователи полагают, что здесь речь идет об ином культовом предмете, использовавшемся, в частности, для прорицания (I Сам. 23:9–12; 30:7–8). В Судей Израилевых книге эфод выступает в качестве принадлежности языческого культа (см. Идолопоклонство): в Суд. 17:5; 18:14, 17, 18, 20 он упоминается наряду с домашними божками (трафим; ср. Хош. 3:4), «истуканом» (песел) и «литым кумиром» (массеха), а в Суд. 8:27 говорится, что эфод, изготовленный Гид‘оном из драгоценностей, захваченных у мидианитов, «развратил» его соплеменников. Не исключено, что первоначально в эфод облекали статуи богов (подобная практика существовала в Месопотамии и в Египте), и лишь с утверждением монотеизма он стал священническим одеянием.