Южно-Африканская Республика
Ю́ЖНО-АФРИКА́НСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА (до 1961 г. — Южно-Африканский Союз), государство в южной части Африки.
Евреи начали селиться на территории современной Южно-Африканской Республики в середине 17 в.: уже в наиболее ранних списках жителей Капской колонии, основанной нидерландской (см. Нидерланды) Ост-Индской компанией в 1652 г. близ мыса Доброй Надежды, встречаются еврейские имена. По всей вероятности, эти евреи перешли в христианство, так как по уставу компании ее служащими и жителями созданных ею поселений могли стать только верующие протестанты (см. Протестантизм); в них не допускались даже марраны. Евреи, исповедовавшие иудаизм, большей частью выходцы из Великобритании и Германии, начали приезжать в страну лишь с отменой этого ограничения (1804) и включением Капской колонии в состав Британской империи (1806). Некоторые из них приняли активное участие в освоении страны европейцами: так, в группе колонистов, обосновавшихся в 1820 г. на восточной периферии исследованных к тому времени земель, было 18 евреев, в том числе пять братьев Норден, а также Натаниэль Айзекс (1808–1860?), который установил во второй половине 1820-х гг. торговые, а затем и дружеские связи с зулусским вождем Чакой и получил от него в подарок обширные территории на побережье Индийского океана (где впоследствии возник крупный город Дурбан) и стал одним из основателей колонии Натал.
Среди селившихся в Южной Африке евреев преобладали коммерсанты (как крупные, так и мелкие) и ремесленники; некоторые из них сыграли важную роль в становлении экономики европейских колоний. Так, прибывшие из Германии братья Мозенталь — Иосеф (1813–71), Адольф (1812–82) и Юлиус (1819–80) — организовали в удаленных от побережья районах целую сеть торгово-финансовых предприятий, которые снабжали фермеров предметами первой необходимости и предоставляли им долгосрочные кредиты (среди служащих этих предприятий преобладали германские евреи); кроме того, Й. Мозенталь положил начало разведению в Южной Африке ангорских коз и ценных пород овец. Ахарон Де Пасс (1815–77), сефард из Великобритании, обосновавшийся в Капской колонии в 1846 г., его младший брат Элияху (1834–1913), сын Даниэль (умер в 1921 г.) и внук Альфред (1861–1952) внесли важный вклад в развитие каботажного судоходства, рыболовства, китобойного промысла, судоремонтной, а позднее — сахарной промышленности. Евреи, занимавшиеся экспортно-импортными операциями, во многом способствовали выходу на мировой рынок продукции южноафриканских колоний: шерсти, кож, вина. Товарообмен между портовыми городами и внутренними частями страны обеспечивали главным образом евреи, занимавшиеся коробейничеством, зачастую преодолевавшие сотни километров пешком или в запряженных быками повозках. Позднее многие мелкие торговцы обосновались в деревнях и близ постоялых дворов; во второй половине 19 в. почти в каждом населенном пункте Капской колонии и колонии Натал имелась хотя бы одна еврейская лавка.
Первая на юге Африки еврейская община возникла в 1841 г. в Кейптауне; в 1862 г. в городе была построена синагога «Тикват-Исраэль». В 1843 г. еврейская община образовалась в городе Грейамстаун, в 1857 г. — в Порт-Элизабет, в 1861 г. — в Храфф-Рейнет. К концу 1860-х гг. в Капской колонии насчитывалось несколько сотен еврейских семей, проживавших главным образом в Кейптауне, Порт-Элизабет и близлежащих населенных пунктах. В Натале и в двух независимых республиках — Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве (c 1910 г. — Оранжевая провинция), созданных в 1850–60-х гг. африканерами (известны также как буры — потомки выходцев из Нидерландов, покинувшие Капскую колонию после ее перехода под контроль Великобритании), — численность еврейского населения оставалась незначительной. Ситуация резко изменилась после того, как в Оранжевом Свободном Государстве близ горы Кимберли были обнаружены месторождения алмазов (1869), а в Трансваале (в районе Витватерсграндской возвышенности) — залежи золота (1866). Среди переселенцев из Европы и Америки, хлынувших в эти места в надежде на быстрое обогащение, были и евреи, число которых значительно увеличилось с началом массовой эмиграции из России (после погромов 1881 г.). Если в 1880 г. на территории современной Южно-Африканской Республики проживало около четырех тысяч евреев, то уже в 1890 г. — около десяти тысяч, в 1900 г. — около двадцати пяти тысяч, в 1904 г. (по данным переписи) — 38 101 еврей (25 864 мужчин и лишь 12 237 женщин; 3,41% от европейского населения), в 1911 г. — 46 919 евреев (3,68%). Всего по приблизительным подсчетам за 1880–1910 гг. в страну прибыло до сорока тысяч евреев, в том числе в 1903 г. — 4265 человек, в 1904 г. — 2465. Среди них преобладали уроженцы Литвы (по некоторым оценкам — до 70% еврейских иммигрантов), Курляндии (см. Латвия), Белоруссии и Польши. К концу 19 в. выходцы из Восточной Европы составили подавляющее большинство южноафриканского еврейства. Они большей частью обосновались в Йоханнесбурге и в более мелких городах Витватерсгранда; значительные группы вновь прибывших осели также в Капской колонии, Натале и Оранжевом Свободном Государстве. В 1869 г. еврейская община возникла в Кимберли, в 1874 г. — в Дурбане, в 1876 г. — в Претории, в 1883 г. — в Оудсхурне, в 1887 г. — в Йоханнесбурге и Витбанке. Евреи (главным образом западноевропейские) — Дж. Албу (1857–1935), Б. И. Барнато (1852–97; основал вместе с С. Родсом алмазодобывающую компанию «Де Бирс», которая стала и по сей день остается крупнейшей в мире), Л. Филипс (1855–1936), Д. Харрис (1852–1942) и другие — составили значительную часть предпринимателей, заложивших основы южноафриканской горнорудной индустрии (являвшейся на протяжении всего 20 в. костяком экономики страны). Разбогатевшие еврейские торговцы и ремесленники стояли у истоков многих других отраслей промышленности Южно-Африканской Республики: так, Ш. Маркс (1845–1920) и И. Льюис организовали в Витватерсгранде целый ряд новых для страны производств: сталелитейный завод, предприятия по производству динамита, стекольную фабрику и т. д. Евреи внесли значительный вклад в развитие страхового, гостиничного и рекламного дела, индустрии развлечений: например, И. У. Шлезинджер (1877–1949) учредил одно из крупнейших в стране страховых обществ, создал первую радиовещательную корпорацию (впоследствии перешла под контроль государства) и кинокомпанию. Число евреев, работавших в сельском хозяйстве, было невелико, однако в некоторых отраслях — кукурузоводстве, виноградарстве, выращивании цитрусовых, молочном животноводстве, разведении страусов (успешно развивавшемся до начала Первой мировой войны) — они играли ведущую роль: например, среди фермеров, выращивавших страусов в окрестностях Оудсхурна, выделялись братья Роуз, Макс (1874–1951) и Альберт (1884–?).
Со времени перехода Капской колонии под контроль Великобритании евреи пользовались здесь теми же правами, что и христиане; такая же ситуация существовала и в Натале. Руководители и рядовые граждане бурских республик, следуя традиции, сложившейся в Нидерландах в новое время, благожелательно относились к евреям; вместе с тем в Трансваале (но не в Оранжевом Свободном Государстве) основной закон гласил, что президент, депутаты парламента, высшие государственные чиновники и армейские офицеры должны быть только протестантами. Представителям прочих конфессий запрещалось посещать государственные школы; их учебные заведения не финансировались правительством. Эти положения были направлены преимущественно против католиков; кроме того значительное большинство проживавших в Трансваале евреев составляли недавние переселенцы, не являвшиеся гражданами страны. В 1890-х гг. представители еврейского населения неоднократно обращались в трансваальский парламент с просьбой отменить дискриминационные ограничения. В 1899 г. их поддержал президент республики П. Крюгер, предложивший предоставить пассивное избирательное право всем, кто «верит в откровение Божье через посредство Его слова в Библии»; однако даже ему не удалось убедить депутатов в необходимости подобной реформы. Лишь после того, как в результате англо-бурской войны 1899–1902 гг. Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство утратили независимость, оказавшись под британским контролем (в 1910 г. образовали вместе с Капской колонией и Наталем Южно-Африканский Союз в составе Британской империи), все евреи Южной Африки обрели гражданское равноправие. В Капской колонии, Натале и Оранжевом Свободном Государстве евреи участвовали в политической жизни и назначались на высокие государственные и муниципальные должности уже в середине 19 в. Первыми еврейскими депутатами законодательного собрания Капской колонии стали братья Ю. и Й. Мозенталь (см. выше; соответственно в 1857 г. и 1861 г.); в 1860–70-х гг. в ее правительство входил крещеный еврей Ш. Соломон (1817–92), основатель популярной газеты «Кейп Аргус» (ему неоднократно предлагали занять пост премьер-министра, но он отказывался). В Натале в законодательное собрание 1-го созыва (1857) был избран Й. Бергталь (1819–1902). В составлении конституции Оранжевого Свободного Государства, принятой в 1854 г., участвовал бельгийский еврей А. Коки; крупный коммерсант И. Бауман занимал пост директора Национального банка и дважды избирался мэром города Блумфонтейн (столица Оранжевого Свободного Государства).
В 1890-х гг. некоторые трансваальские евреи (в частности, Л. Филипс) включились в борьбу за права новых поселенцев (так называемых уитлендеров), большей частью выходцев из Великобритании, которым власти отказывали в предоставлении гражданства; в 1896 г., когда отношения между бурами и уитлендерами резко обострились, Л. Филипс, как один из лидеров последних, был арестован и приговорен к смертной казни (заменена крупным штрафом и высылкой из страны). В англо-бурской войне евреи участвовали как на стороне англичан, так и на стороне буров. В британских частях насчитывалось около 2,8 тыс. еврейских солдат и офицеров, из которых свыше ста погибли, многие получили ранения. Около тысячи евреев воевали в составе армии буров, многие из них отличились в ходе военных действий, например, Д. Харрис, который командовал гарнизоном города Кимберли во время осады города англичанами. Ш. Маркс, поддерживавший дружеские отношения с президентом П. Крюгером и бурским генералитетом, много сделал для заключения мирного договора, завершившего войну.
Массовая иммиграция конца 19 в. – начала 20 в. привела к резкому увеличению числа еврейских организаций, действовавших на территории современной Южно-Африканской Республики. Первоначально преобладали благотворительные общества, которые часто выполняли (например, в Йоханнесбурге) функции похоронных братств (см. Хевра каддиша), а также содержали сиротские приюты и дома для престарелых, выдавали беспроцентные ссуды и обеспечивали уход за больными (см. Биккур-холим). Крупнейшей благотворительной ассоциацией был Еврейский орден Давида, основанный в 1904 г.; число его лож в последующие годы неуклонно возрастало. Важную роль играли землячества, объединявшие выходцев из Восточной Европы.
В 1890-х гг. в нескольких южноафриканских городах существовали ячейки Ховевей Цион; после 1-го Сионистского конгресса в Кейптауне, Йоханнесбурге и других местах начали создаваться кружки сионистов. В декабре 1898 г. на конференции, созванной объединением сионистских обществ Трансвааля, была учреждена Южно-Африканская сионистская федерация, в которую вошли около 10 организаций (общей численностью около пяти тысяч членов); на 3-м Сионистском конгрессе (1899) ее представляли два делегата. Все крупные политические партии Южно-Африканского Союза симпатизировали сионистам, особенно бурские лидеры — генералы Л. Бота и Дж. Б. М. Херцог, фельдмаршал Я. Х. Смэтс (в 1917 г., будучи членом британского кабинета министров, он принял участие в составлении и издании Бальфура декларации). Значительным влиянием пользовались также советы еврейских депутатов, созданные по образцу британского Борд оф депьютиз в Трансваале в 1903 г. (в сферу деятельности советов входил также Натал) и в Капской колонии в 1904 г. С их объединением в 1912 г. возник Южно-Африканский совет еврейских депутатов, провозгласивший своими основными целями борьбу против дискриминации евреев (особенно при решении вопросов, связанных с иммиграцией и натурализацией) и антисемитизма. На протяжении ряда лет между советами еврейских депутатов и Сионистской федерацией существовало соперничество, однако в годы Первой мировой войны оно уступило место сотрудничеству; это дало возможность созвать в Йоханнесбурге Еврейский конгресс (апрель 1916 г.), делегаты которого высказались за создание еврейского национального очага в Палестине.
В межвоенный период численность еврейского населения Южно-Африканского Союза продолжала сравнительно быстро увеличиваться, как за счет естественного прироста, так и благодаря иммиграции. В 1918 г. в стране проживало 58 740 евреев (4,12% от европейского населения), в 1921 г. — 62 103 еврея (4,09%), в 1926 г. — 71 816 евреев (4,28%), в 1936 г. — 90 645 евреев (4,52%). Несколько десятков евреев насчитывалось в Юго-Западной Африке (ныне Намибия), перешедшей после Первой мировой войны под управление Южно-Африканского Союза; в 1924 г. в ее административном центре, городе Виндхук, возникла еврейская община. В начале 1920-х гг. власти, ссылаясь на экономические трудности, резко ограничили еврейскую иммиграцию, однако лидеры южноафриканского еврейства повели борьбу против новых правил и в 1924 г. добились их отмены. На исходе десятилетия число прибывавших в Южную Африку евреев заметно возросло (в 1927 г. — 1752 человека, в 1928 г. — 2293, в 1929 г. — 2788 человек, в 1930 г. — 1881); это вызвало недовольство части старожилов и коренных жителей страны, особенно буров (видевших во всех новых переселенцах, вне зависимости от их национальной принадлежности, угрозу своему благополучию). В 1930 г. парламент Южно-Африканского Союза утвердил — при поддержке депутатов от всех ведущих партий — Закон об иммиграционных квотах; хотя евреи как таковые в нем не упоминались, фактически он имел антиеврейскую направленность, поскольку наиболее низкие квоты были установлены для стран Восточной, Центральной и Южной Европы со значительным еврейским населением. Если в 1920–32 гг. большинство евреев-иммигрантов приезжали из Восточной Европы (более 50% иммигрантов из Литвы, около 20% из Польши), то в 1933–39 гг. 59% всех иммигрантов-евреев приехали из Германии. Так, в 1933–40 гг. около 5,5 тыс. еврейских беженцев из нацистской Германии, оккупированных ею и союзных с ней европейских государств смогли получить убежище в Южной Африке. Из них 3,3 тыс. человек прибыли в страну в 1936 г. (в том числе 537 человек — на зафрахтованном пароходе «Штутгарт»); столь большой наплыв иммигрантов привел к принятию в 1937 г. Закона об иностранцах, который предусматривал их персональную селекцию с применением, в частности, таких критериев как «способность ассимилироваться». В том же году в Южную Африку были допущены лишь 954 еврея, а в 1940 г. число еврейских переселенцев сократилось до 218 человек. Несмотря на все ограничения, иммиграция оставалась важным фактором роста численности южноафриканского еврейства: к 1936 г. уроженцы страны составляли лишь 46,7% ее еврейского населения.
В 1920–30-х гг. евреи по-прежнему занимали ведущие позиции в южноафриканской экономике, включая ее ведущие отрасли, например, добычу и обработку алмазов: компанией «Де Бирс» до 1929 г. руководил С. Б. Джоэл (1865–1931), в последующие годы — Э. Оппенхеймер (1880–1957). Еврейские предприниматели, в том числе беженцы из Германии, положили начало становлению в Южной Африке пищевой, текстильной, швейной, мебельной промышленности, внедрили новые методы градостроительства и розничной торговли (ими были основаны первые в стране универсальные магазины и супермаркеты). Как и в предшествующие десятилетия, евреи активно занимались политикой (поддерживая самые различные партии, от крайне правых до крайне левых) и нередко избирались в парламент Южно-Африканского Союза (например, Д. Харрис был депутатом парламента в 1910–29 гг., Э. Оппенхеймер — в 1924–38 гг.), в законодательные собрания провинций, муниципальные советы, а также на посты мэров крупных городов. Ведущую роль в борьбе за предоставление южноафриканским женщинам права голоса и за отмену дискриминационного по отношению к ним законодательства о браке и семье сыграла в 1930–40-х гг. Берта Соломон (1892–1969; в 1938–58 гг. — депутат парламента). Весьма заметным стал вклад евреев в культуру европейского населения Южной Африки: среди них известные литераторы (Сара-Гертруда Миллин, 1889–1968), журналисты, художники (Ирма Штерн, 1894–1966), скульпторы (М. Котлер, 1895–1977), композиторы, музыканты, актеры, театральные продюсеры.
Межвоенный период стал временем стирания различий в среде южноафриканского еврейства между выходцами из Восточной и Западной Европы; это, в свою очередь, привело к почти полному исчезновению землячеств и чисто «литовских» или «немецких» общин. Укрепились позиции общееврейских организаций — Еврейского ордена Давида, Бней-Брит, Союза еврейских женщин (возник в Йоханнесбурге в 1931 г.; начал действовать в масштабах всей страны в 1936 г.), общества «Молодой Израиль» и других. Наибольшим влиянием пользовались сионистские объединения, число которых неуклонно возрастало: в 1921 г. в Сионистскую федерацию входило 177 ассоциаций, в 1930 г. — свыше 200. В 1932 г. образовался Сионистский совет южноафриканских женщин, ставший в дальнейшем южноафриканской секцией ВИЦО. В 1930-х гг. большинство участников еврейского национального движения в Южной Африке присоединилось либо к рабочим сионистским партиям, либо к сионистам-ревизионистам. Начиная с 1926 г. страна прочно занимала второе (после США) место в мире по сборам в Керен ха-иесод и первое по соотношению между общей величиной пожертвований в этот фонд и численностью еврейского населения (хотя здесь, в отличие от многих других государств, такие пожертвования не вычитались из суммы, облагающейся подоходным налога). Южноафриканские сионисты учредили целый ряд инвестиционных корпораций (например, корпорация «Саут Эфрикэн Пэлестайн энтерпрайз», основанная в 1922 г., в Эрец-Исраэль действовала под названием «Биньян корпорейшн»), которым удалось мобилизовать значительные средства на развитие экономики ишува. Как и до Первой мировой войны, сионистов последовательно поддерживали нееврейские политические лидеры; так, в 1926 г. коалиционное правительство страны, в котором преобладали представители правой Национальной партии, выступило с декларацией в поддержку создания еврейского национального очага в Палестине.
В 1930-х гг. в Южной Африке заметно усилился антисемитизм; нацистские и пронацистские организации (Южно-Африканская фашистская партия, «Новый порядок», движения «чернорубашечников» и «серорубашечников») вели юдофобскую агитацию. В 1937 г. Националистическая партия, составлявшая костяк официальной парламентской оппозиции, включила в программу пункт по «еврейскому вопросу», потребовав полностью запретить иммиграцию евреев, ужесточить условия их натурализации и ввести для них процентную норму в некоторых отраслях экономики. В Трансваале все евреи — члены Националистической партии были исключены из нее. Правящая Объединенная партия, лидерами которой были Дж. Б. М. Херцог и Я. Х. Смэтс, в принципе осуждала антисемитизм, однако, считаясь с настроениями своих избирателей, она провела в 1937 г. через парламент направленный против еврейских беженцев Закон об иностранцах (см. выше). Южно-Африканский совет еврейских депутатов и Сионистская федерация вели борьбу с юдофобией, однако их усилия не дали существенных результатов. Часть южноафриканской общественности осталась на антиеврейских позициях даже после того, как в 1939 г. правительство страны, возглавляемое Я. Х. Смэтсом, объявило о ее присоединении к антигитлеровской коалиции (Националистическая партия выступила за нейтралитет); перелом наступил лишь незадолго до окончательного разгрома нацистской Германии и ее союзников.
Во время Второй мировой войны более десяти тысяч южноафриканских евреев (свыше 10% еврейского населения страны) служили в вооруженных силах Южно-Африканского Союза и других государств антигитлеровской коалиции; из них 357 человек погибли, 327 были ранены, 94 отмечены различными наградами. Вспомогательный женский корпус ВВС Южной Африки был создан по инициативе Берты Соломон (см. выше). Активизировалась деятельность сионистских ассоциаций: в ходе плебисцита, проведенного ими в 1943 г., около тридцати семи тысяч южноафриканских евреев высказались за беспрепятственный въезд евреев в Палестину, за создание еврейской армии (см. Еврейская бригада) и еврейского государства. Сбор пожертвований в пользу переживших Катастрофу европейских евреев взял на себя созданный в 1942 г. Южно-Африканский еврейский призыв (см. Объединенный еврейский призыв). В 1945–48 гг. еврейские, прежде всего сионистские, организации Южной Африки оказали существенную помощь в иммиграции «нелегальной» евреям, сосланным британскими властями на остров Маврикий. С началом Войны за Независимость около трех тысяч молодых южноафриканских евреев записались добровольцами в израильскую армию; из них около 700 приняли участие в боевых действиях, около 200 остались по окончании войны в Израиле. В первые послевоенные десятилетия темпы прироста еврейского населения Южной Африки существенно снизились (в 1936–60 гг. — в среднем 1,77% в год; для европейского населения в целом этот показатель составил в тот же период 2,26%), главным образом в результате почти полного прекращения иммиграции (в 1947 г. в страну прибыло 688 евреев, в 1950 г. — лишь 176) и уменьшения рождаемости. В 1946 г. в Южно-Африканском Союзе насчитывалось 104 156 евреев (4,39% от европейского населения), в 1951 г. — 108 497 (4,11%), в 1960 г. — 114 762 еврея (3,62% от европейского населения, 0,71% от всего населения), в том числе в Трансваале — 73 051 еврей (в Витватерсгранде — 64 799 евреев, в Йоханнесбурге — 57 806 евреев, в Претории — 3553 еврея), в Капской провинции — 32 104 еврея (в Кейптауне — 22 716 евреев, в Порт-Элизабет — 2972 еврея), в Натале — 6189 евреев (в Дурбане — 5353 еврея), в Оранжевой провинции — 3157 евреев (в Блумфонтейне — 1219 евреев). Лишь 1516 евреев жили в 1960 г. в сельской местности. К началу 1960-х гг. подавляющее большинство южноафриканского еврейства составили англоязычные уроженцы страны: число еврейских граждан, считавших своим родным языком идиш, сократилось с 17 861 человека в 1936 г. до 14 044 человек в 1946 г. и до 9970 человек в 1951 г. Заметно повысился образовательный уровень евреев, среди них значительно увеличилось число юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, архитекторов, ученых, преподавателей высшей и средней школы, журналистов, деятелей искусства. Широкую известность в Южной Африке и за ее пределами приобрели романисты Д. Джейкобсон (родился в 1929 г.) и Надин Гордимер (в 1991 г. первой из южноафриканских писателей удостоена Нобелевской премии). В 1960 г. около 49% экономически активных евреев Южной Африки были заняты в торговле, 25% — в сфере услуг (они составляли, соответственно, 9% и 5% работников этих отраслей), 17% — в обрабатывающей промышленности (преимущественно в новых, наукоемких отраслях — электронике, машиностроении, химической индустрии), 1,5% — в сельском хозяйстве, 1% — в транспорте, 0,4% — в горнодобывающей промышленности. Специалисты с высшим и средним специальным образованием составляли 19% работающих евреев (для европейского населения в целом этот показатель равнялся 12%), руководящие работники и административный персонал — 19% (соответственно 5%), работники торговли — 15% (соответственно 7%), владельцы торговых предприятий — 13% (соответственно 2%).
После окончания Второй мировой войны заметно укрепился социальный статус южноафриканского еврейства; оно стало неотъемлемым компонентом европейского населения страны. Перед выборами 1948 г. лидер Националистической партии Д. Ф. Малан провозгласил, что партия выступает против любой дискриминации евреев, в том числе и в вопросах иммиграции и натурализации. Поскольку все правительства Националистической (позднее — Национальной) партии, находившейся у власти в 1948–94 гг., следовали этой программе, государственный антисемитизм в стране был полностью изжит. Евреи стали играть еще более активную роль в политической жизни страны: например, Г. С. Глюкман (1895–?) был депутатом парламента в 1938–58 гг., в 1945–48 гг. — министром здравоохранения и жилищного строительства (первый некрещеный еврей в правительстве Южно-Африканского Союза); Хелен Сюзман (родилась в 1917 г.), депутат парламента в 1953–90 гг., была на протяжении многих лет единственным парламентарием от Прогрессивной партии; Дж. Слово был одним из высших руководителей Коммунистической партии и Африканского национального конгресса (нелегальная организация, боровшаяся за равноправие африканского большинства). По вопросу об апартеиде (апартхайде) — системе разделения рас, которая была введена в конце 1940-х гг. и просуществовала в Южно-Африканской Республики до начала 1990-х гг., — еврейская община не занимала единой позиции, однако многие ее представители активно выступали против расизма, поддерживая радикальные антиправительственные организации (в соответствии с принятым в июне 1952 г. Законом о борьбе с коммунизмом Дж. Слово, профсоюзный лидер Э. С. Сакс и некоторые другие евреи были объявлены «подрывными элементами» и лишены права заниматься политической деятельностью, а депутаты С. Кан и Ф. Карнесон — изгнаны в мае 1952 г. из парламента). Опасаясь, что это приведет к обострению отношений между евреями и другими группами европейского меньшинства, руководители еврейских организаций неоднократно подчеркивали в своих официальных заявлениях, что ответственность за «подрывную» деятельность отдельных лиц не может быть возложена на еврейство в целом.
К концу 1960-х гг. Южно-Африканский совет еврейских депутатов объединял 330 различных еврейских организаций. Под его эгидой находился Объединенный общинный фонд южноафриканского еврейства (с 1949 г.), библиотека и архив (в Йоханнесбурге), выходил ежемесячник «Джуиш эфферз». Свыше 350 коллективных членов насчитывала Сионистская федерация; в ней были представлены три партии (По‘алей Цион, ревизионисты, Мизрахи), молодежные движения Ихуд ха-боним, Бней-‘Акива, Бетар, Ха-Шомер ха-ца‘ир), «внепартийная» Объединенная сионистская ассоциация, Женская сионистская организация Южной Африки и спортивный клуб «Маккаби». С середины 1940-х гг. активные сионисты (платившие шекель) составляли около 50% взрослого еврейского населения страны (некоторые из них — А. Эвен, Л. А. Пинкус и другие — стали видными государственными и политическими деятелями Израиля). Во время Шестидневной войны на помощь израильским вооруженным силам из Южно-Африканской Республики прибыли 782 добровольца. С 15 мая 1948 по 1987 гг. в Израиль репатриировались 28 598 южноафриканских евреев, многие из них сыграли важную роль в создании промышленной и финансовой инфраструктуры Израиля. Союз еврейских женщин Южной Африки имел к началу 1970-х гг. 64 местных отделения, в деятельности которых участвовало девять-десять тысяч человек. Еврейские религиозные общины большей частью придерживались ортодоксальной ориентации (см. Ортодоксальный иудаизм) и входили либо в Федерацию синагог Южной Африки (в Трансваале, Натале, Оранжевой провинции и восточной части Капской провинции), либо в Объединенный совет ортодоксальных еврейских конгрегаций (в западной части Капской провинции и в Юго-Западной Африке). Каждый из этих органов имел свой верховный раввинат и бет-дин. Действовал также Национальный комитет сельских общин (с 1951 г.), раввинская ассоциация Омер (только в Капской провинции) и Ортодоксальная раввинская ассоциация Южной Африки (во всех остальных частях Южно-Африканской Республики). Сравнительно немногочисленных сторонников реформизма в иудаизме (они составляли — по приблизительной оценке — около 20% верующих евреев и жили почти исключительно в крупнейших городах) представлял Южно-Африканский союз прогрессивного иудаизма. В большинстве общин работали хедеры и школы талмуд-тора, в некоторых — еврейские детские сады. В 1948 г. в Йоханнесбурге открылась первая еврейская средняя школа; к началу 1970-х гг. такие школы действовали также в Кейптауне, Порт-Элизабет, Дурбане и Претории (в 1969 г. они насчитывали вкупе около шести тысяч учащихся, что составляло 30% детей и подростков соответствующих возрастов). В Капской провинции деятельность еврейских учебных заведений координировал Капский совет по еврейскому образованию, в остальных провинциях — Южноафриканский совет по еврейскому образованию, созданный в 1928 г.; учителей и воспитателей детских садов готовила основанная в 1944 г. семинария в Йоханнесбурге. В 1981–82 гг. в Южно-Африканской Республике функционировали 146 еврейских учебных заведений, в которых обучалось 14 300 учащихся и преподавал 991 учитель. Особенно хорошо была развита сеть еврейских детских садов. Около 80% еврейских детей в возрасте 3–5 лет посещали детские сады. В Южно-Африканской Республике работали 24 еврейские школы, в том числе 14 начальных и 10 средних, и 58 хедеров. В школах обучалось 8311 учеников, в том числе в начальных — 4360, в средних — 3951 ученик; в хедерах насчитывалось 2224 еврейских ребенка. В еврейских школах 15% учителей, преподававших еврейские дисциплины, были раввинами. За исключением двух школ ультраортодоксального направления с небольшим количеством учащихся, все остальные дневные школы были «национально-традиционными», религиозные предметы в них преподавали представители ортодоксального иудаизма.
В Южно-Африканской Республике работают семь еврейских музеев, крупнейший из них — Еврейский музей — находится в Кейптауне в здании старейшей в Южно-Африканской Республике синагоги (построена в 1862 г.). Музей был открыт в 1954 г.; в нем находятся коллекции обрядовых предметов, исторических документов и рукописей и выставка, посвященная празднику Песах. Музеи функционируют также в городах Кальвиния (в здании бывшей синагоги), Грейамстаун (еврейский музей «Дом Хиллел»), в Йоханнесбурге (музей Харрис и Фридл Абт), в Порт-Элизабет (Синагога на Рейли-стрит), в Претории (Самми Маркс музей).
В 1970-х гг. – первой половине 1990-х гг. постепенная дестабилизация политической обстановки (из-за активизации борьбы африканского большинства за равноправие) и ухудшение экономического положения в Южно-Африканской Республике (во многом из-за бойкота, объявленного ей международным сообществом в знак протеста против дискриминации чернокожих африканцев) побудило многие еврейские семьи покинуть страну; по некоторым данным, из нее уехало до сорока тысяч евреев, в том числе только в 1991–94 гг. — четыре–шесть тысяч. Многие из них переселились в Великобританию, Австралию, Новую Зеландию и США. В Израиль в 1989–98 гг. репатриировались 3006 евреев Южно-Африканской Республики, за первые три месяца 1999 г. — 55 человек. В те же годы в Южно-Африканскую Республику приехали несколько тысяч евреев из Советского Союза и Израиля; вместе с естественным приростом это частично компенсировало убыль еврейского населения. Так, если в 1970 г. его численность составила 117 990 человек (0,55% всего населения), то, согласно южноафриканской переписи населения, в 1980 г. — 117 963 человека; к концу 1995 г., по оценке Института современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме, — около девяносто пяти тысяч человек (0,22%), из которых около шестидесяти тысяч жили в Йоханнесбурге, около двадцати тысяч — в Кейптауне. Средний возраст евреев заметно повысился, и возрос удельный вес смешанных браков. Несмотря на трудности, евреи сохранили прочные позиции в экономической и политической жизни страны; среди них по-прежнему было немало крупных предпринимателей (например, Р. Френкель /умер в 1991 г./, основатель и владелец промышленного конгломерата «Тайгер Оутс») и видных общественных деятелей. Особенно важную роль играли евреи в алмазодобывающей промышленности Южно-Африканской Республики. В первой половине 1970-х гг. в нижнюю палату парламента Южно-Африканской Республики входили четыре еврея, в верхнюю — один; тогда же Д. Блумберг был мэром Кейптауна, С. Рубин — мэром Порт-Элизабет. В 1993 г. Л. Диши стал мэром Йоханнесбурга; в 1993–94 гг. Л. Шил занимал пост министра жилищного строительства и общественных работ.
С ликвидацией режима апартеида и переходом власти к африканскому большинству (в результате всеобщих выборов в апреле 1994 г.) положение евреев Южно-Африканской Республике не изменилось, хотя звучали голоса, осуждавшие поведение еврейской общины и отдельных еврейских лидеров в годы апартеида, в частности, П. Югара, государственного обвинителя на процессе Н. Манделы в 1963–64 гг. Лидер Африканского национального конгресса Н. Мандела, ставший президентом страны, неоднократно (и до, и после выборов) призывал евреев не покидать Южно-Африканскую Республику, заверяя, что им нечего опасаться, и заявлял, что его партия решительно против антисемитизма. В мае 1994 г. он посетил одну из кейптаунских синагог во время субботнего богослужения. В правительстве Н. Манделы были евреи: Дж. Слово — министр жилищного строительства, Р. Касрилс — заместитель министра обороны; в 1994 г. А. Хаскалон был назначен председателем вновь созданного Конституционного суда; в 1995 г. Джилл Маркус стала заместителем министра финансов. В Йоханнесбурге на муниципальных выборах 1995 г. все крупные партии выдвинули еврейских кандидатов. Тем не менее отток евреев из Южно-Африканской Республики продолжался, а по некоторым данным — даже увеличился, главным образом в связи с бурным ростом преступности в стране. Среди эмигрантов высокий процент составляла молодежь. Хотя с ликвидацией режима апартеида антисемитизм в Южно-Африканской Республике не усилился, в 1994–98 гг. происходили антиеврейские инциденты, основными участниками которых были мусульмане, проживающие в ЮАР. Антисемитские нападки неоднократно позволяла себе Кейптаунская муниципальная радиостанция, пока еврейские организации не подали иск в судебные инстанции. Напуганное угрозой закрытия, руководство радиостанции принесло извинения и прекратило антисемитские передачи. В марте 1997 г. была брошена зажигательная бомба в здание Еврейского книжного центра в Кейптауне. Юдофобские лозунги часто звучали в ходе забастовок, проходивших в Южно-Африканской Республике.
В середине 1990-х гг. в Южно-Африканской Республике действовали сотни еврейских организаций, большей частью входивших в Совет еврейских депутатов или Сионистскую федерацию. Объединенный израильский призыв и Объединенный общинный фонд ежегодно проводили совместные кампании по сбору пожертвований в пользу Израиля и на благотворительные нужды. Выходило несколько еврейских периодических изданий — «Саут эфрикен джуиш таймс» (в 1994 г. в нее влилась сионистская газета «Зайонист рекорд», основанная в 1908 г.), «Джуиш эфферз» и другие; с февраля 1996 г. южноафриканское телевидение транслировало регулярную программу «Ле-хаим», адресованную евреям. Во всех крупных городах страны работали еврейские средние школы; в них обучалось около 75% еврейских детей и подростков. В 1993 г. в Южно-Африканской Республике открылось первое училище ОРТ.
Отношения с Израилем. В ноябре 1947 г. представитель Южно-Африканского Союза в ООН проголосовал за резолюцию о разделе Палестины (см. Планы раздела Палестины). Через несколько дней после провозглашения независимости Государства Израиль правительство Южной Африки, которое в то время возглавлял Я. Х. Смэтс, признало его де-факто; кабинет Националистической партии, пришедший вскоре к власти, признал еврейское государство де-юре. В июле 1953 г. Д. Ф. Малан посетил Израиль с официальным визитом. С конца 1940-х гг. объем торговли между двумя государствами неуклонно увеличивался; значительную роль в становлении экономических связей между ними сыграл тот факт, что Израиль традиционно является одним из крупнейших в мире центров обработки алмазов, значительная часть которых добывается в Южно-Африканской Республике. Развитию политических контактов между двумя странами на протяжении многих десятилетий препятствовало сугубо отрицательное отношение Израиля к апартеиду (обусловленное как принципиальным неприятием расизма, так и стремлением интегрироваться в «третьем мире», значительную часть которого составляют независимые страны Африки). Израильская делегация в ООН неоднократно поддерживала резолюции, осуждающие внутреннюю и внешнюю политику ЮАР; в соответствии с постановлением, принятым ООН в 1963 г., Израиль отозвал своего посла из Претории. Несмотря на это, европейское население Южно-Африканской Республики большей частью осталось на произраильских позициях и приветствовало военные победы еврейского государства в 1956, 1967 и 1973 гг. В 1970–80-х гг. израильско-южноафриканское сотрудничество официально носило почти исключительно экономический характер, но, по сообщениям ряда средств массовой информации, оно охватывало и военную сферу (утверждалось, в частности, что Израиль поставлял в Южно-Африканскую Республику боевую технику и совместно разрабатывалось ядерное оружие).
Поскольку Африканский национальный конгресс в течение долгого времени пользовался поддержкой Организации освобождения Палестины (ООП) и радикальных арабских режимов (например, ливийского), а Израиль поддерживал связи с правительствами европейского меньшинства, ожидалось, что с переходом власти в ЮАР к африканскому большинству отношения между двумя странами значительно ухудшатся. Эти прогнозы сбылись лишь отчасти: в 1994–95 гг. некоторые видные деятели Африканского национального конгресса выступали с резкими антиизраильскими заявлениями; в феврале 1995 г. в Южно-Африканской Республике открылось представительство ООП, получившее статус посольства. В то же время Н. Мандела и его ближайшие сподвижники неоднократно подчеркивали, что новое южноафриканское руководство благожелательно относится к еврейскому государству как таковому, хотя и настаивает на предоставлении арабскому народу Палестины права на самоопределение. Товарооборот между двумя странами остался на прежнем уровне. В сентябре 1995 г. Израиль посетил министр иностранных дел Южно-Африканской Республики А. Нзо. В сентябре 1997 г. Университет имени Д. Бен-Гуриона в Негеве присвоил Н. Манделе звание почетного доктора, диплом был вручен на торжественной церемонии в Кейптауне.