Автономия

АВТОНО́МИЯ, религиозная, правовая, социальная и культурная самостоятельность национальной или религиозной общности внутри суверенного государства, в котором она составляет национальное или религиозное меньшинство. Еврейская автономия была обусловлена внешними и внутренними факторами. Под персидской и греко-римской властью евреи пользовались широким самоуправлением, в основном в форме политеймы, то есть автономией общины в эллинистических городах, например, в Александрии. В течение всего средневековья европейское общество состояло главным образом из отдельных корпораций. Христианский император, король, герцог, папа римский или городской совет, как и мусульманский халиф или другой правитель, определяли права евреев в торговле, финансовых делах и судебных тяжбах с неевреями, но не затрагивали их внутренней жизни в религиозном, юридическом и социальном отношении. Стремление евреев включиться в жизнь окружающего общества, с одной стороны, и тенденция централизованного абсолютистского государства к отмене корпораций и непосредственному управлению подданными, с другой, повели к отмиранию традиционных форм автономии. После Первой мировой войны были сделаны попытки обеспечить национальных меньшинств права в новообразованных национальных государствах, но в большинстве случаев они оказались неудачными и не приостановили распада традиционных форм еврейской автономии. В странах, где общество плюралистично, например, США, и правительство не вмешивается во внутренние дела религиозных и других меньшинств, развивается новый вид добровольной еврейской общинной организации (см. Община).

Еврейские автономные учреждения поддерживались мощными внутренними силами. Большое значение имели религия и национальная сплоченность. Евреи стремились жить по обычаям и предписаниям иудаизма и ценили религиозную независимость больше своей жизни. Они верили в Мессию, который принесет избавление от изгнания (см. Галут), национальное возрождение и воссоединение в Эрец-Исраэль. Основные учреждения еврейского самоуправления развились в древние времена. Они включали молитвенный дом, при котором каждые десять взрослых мужчин могли составить своего рода маленькую общину; братство (см. Хавура); суд; самообложение налогами. По определению Са‘адии Гаона, евреи составляли «нацию в силу их законов». Они также предпочитали жить в особых кварталах (см. Кварталы еврейские) или улицах, обособленно от неевреев, что обеспечивало им в средние века защиту от нападений и притеснений, а также известные религиозные и общественные преимущества (близость к синагоге, школе, микве и т. д.). Испытывая на себе ненависть большей части окружающего населения, евреи остро ощущали свою принадлежность к общине и были глубоко преданы ей. Члены еврейской общины отличались взаимной солидарностью. Благодаря автономии сохранялась также непрерывная связь с прошлым и сознание единства с разбросанными по всему миру еврейскими общинами.

Местная община (кехилла) была ячейкой еврейской общественной жизни и руководства. Она базировалась на концепции общих интересов евреев, проживающих в определенной местности. Основы ее были заложены в раннем периоде Второго храма, когда стали формироваться общины и каждый город имел собственные органы управления. Отличительными чертами таких общин были общественная молитва, благотворительность, взаимопомощь, судебные учреждения и законное право проводить в жизнь общинные решения. Община не имела особого значения, когда местные должностные лица назначались из центра — эксилархами и гаонами, — но со второй половины 10 в. она приобрела юридический статус с правами судопроизводства и налогообложения в Северной Африке, Испании и прирейнских городах. Со временем в разных странах развились общины с весьма сходными функциями и структурой. Почти всякая община имела свой писаный устав (такканот). Регулярно проводились общинные собрания и заседания выборных старейшин, которые обычно избирались в общинный совет (кагал) из среды богатых людей и ученых. Община имела платных должностных лиц (раввина и других). В Центральной и Восточной Европе существовал только один общинный совет от каждой местной общины. Наплыв испанских беженцев в Италию, Голландию и Османскую империю (см. Турция) в конце 15 в. иногда приводил к разделению общины на сефардов и ашкеназов, или на выходцев из той или иной страны и даже отдельного города. Однако в некоторых местах эти различные группы, хотя и имели отдельные религиозные учреждения, тем не менее выступали как единое юридическое лицо во взаимоотношениях с правительственными органами. Иногда ряд общин объединялся в области советы (ва‘ады) или даже в совет целого государства. Однако обычно эти учреждения не оказывали большого влияния на отдельные общины.

Развитие автономии шло в странах ислама несколько иным путем, чем в христианских странах. Арабы, завоевавшие Иран в 633–651 гг., сохранили наследственную власть эксилархов в ее традиционном виде. Эксиларх представлял евреев перед центральным правительством, был ответственен за сбор подушных и поземельных налогов в пользу правительства и обладал полнотой власти во внутренних еврейских делах. Он также собирал налоги для внутренних нужд, устанавливал сбор за убой ритуальный скота и назначал собственных судей. Общинное руководство состояло, в основном, из следующих категорий: 1) наследственная аристократия из ученых семейств, группировавшихся вокруг иешив; 2) так называемая «Давидова» династия эксилархов; 3) богатые и влиятельные банкиры, начиная с 10 в. н. э. На протяжении большей части мусульманского периода в Палестине существовал центр еврейской автономии со своими собственными гаонами (независимыми от Вавилонии). Позже, когда арабский халифат распался, в различных странах появились местные еврейские руководители, например, нагиды.

В странах средневековой Европы, где господствовал корпоративный социальный строй, евреи находились большей частью под прямым покровительством монарха и часто освобождались от юрисдикции местных властей. Стремление церкви и христианского общества обособить евреев и держать их в подчиненном положении благоприятствовало еврейской автономии. Синагоги и еврейские кладбища находились под защитой закона; тяжбы между евреями подлежали раввинскому суду; еврейская община в целом имела право налогообложения, отлучения (херем), а порой могла даже выносить приговор смертной казни. Чем тяжелее было налоговое бремя, тем больше правители полагались на еврейскую автономную общину как на источник дохода. В христианской Испании еврейское самоуправление достигло высочайшего развития. Еврейские власти в Испании пользовались широкими полномочиями против доносчиков и могли наказывать их даже смертной казнью. Автономия испанского еврейства достигла полного расцвета в 13 в. В Центральной Европе еврейская община также была признана в качестве отдельной корпорации. Разные еврейские общины управлялись согласно самым разнообразным привилегиям, полученным от верховных властей (императорских, королевских, герцогских, епископальных или муниципальных). Стремление евреев Европы в средние века иметь центральное национальное автономное управление нашло свое выражение в установлении личного авторитета какого-либо раввина как признанного духовного вождя евреев целой страны (например, Я‘аков Там) или в созыве синодов. Первые известные нам еврейские синоды были созваны французскими и рейнскими общинами. Синоды созывались в масштабе целого государства (например, в Богемии, Моравии, Арагоне, Италии) или в областном масштабе (см. Германия).

Учреждения автономии в Польше и Литве возникли по образцу аналогичных учреждений в Центральной Европе. Сначала евреи получили в этих странах привилегии, подобные тем, которые были даны евреям в соседних Австрии и Богемии. Мало-помалу польские короли расширили еврейскую автономию. Например, Сигизмунд II объявил в 1551 г., что всякий еврей, не считающийся с «приговором и запретом, наложенным на него раввином, судьей или прочими еврейскими старейшинами... будет обезглавлен». Во второй половине 16 в. еврейская автономия в Польше и Литве развилась до такой степени, что король открыто признавал фискальные (то есть налоговые) функции центральных еврейских органов, поощряя их деятельность и в других областях (см. Ва‘ад четырех земель). Однако в 1764 г. органы еврейского самоуправления были упразднены по указу польского государства, находившегося в состоянии полного распада.

Братство — местное объединение (хевра) составляло мельчайшую единицу еврейской общинной жизни и состояло из добровольных членов. В течение средневековья кагал распоряжался этими братствами для общего блага, но в эпоху эмансипации, когда кагал распался, братства часто брали на себя его основные функции. Братства были главным образом религиозного, воспитательного, благотворительного (см. Благотворительность) и профессионального характера. Среди благотворительных братств особое место занимало похоронное братство хевра каддиша, имевшее значительное влияние благодаря монополии на кладбища, которые были важным источником дохода.

Смотрите также

Агарунов Яков

агуна

Азеф Евно

Ам-ха-арец

Афула