Агам Я‘аков
АГА́М (Гипштейн) Я‘аков (родился в 1928 г., Ришон-ле-Цион), израильский художник, один из пионеров в так называемом оптическом и современном кинетическом искусстве. Изучал живопись в школе Бецалель в Иерусалиме и в Академии абстрактного искусства в Париже. В 1952 г. начал исследование третьего измерения и движения применительно к живописи. В 1963 г. на Бьеннале в Сан-Паулу (выставке, происходящей раз в два года) ему была присуждена первая Международная премия за исследования в области искусства. Исходная идея работ Агама может быть определена как стремление выйти за пределы ограничения произведений искусства в пространственных рамках, ввести в них категорию времени. Эту идею он осуществил, создав рельефные картины, состоящие из подвижных частей, положение которых может быть изменено перемещением картины или зрителя. Агам применил тот же подход к другим областям творчества. В 1958 г. он разработал процесс письма, при котором слова наносятся одно на другое, что заставляет читателя одновременно воспринимать несколько идей.
Агам снял фильмы (1956–57), в которых показал эффект движения в изобразительном искусстве. Основал экспериментальный театр (1959–62), в котором одновременно происходят действия на четырех сценах, находящихся в зрительном зале. Им созданы объекты, в которых определены соотношения между звуком и светом (1962–67), а также скульптуры (1966–67). Агамом спроектировано художественно-кинетическое произведение «Лестница Иакова» для оформления фойе в здании «Биньяней ха-умма» в Иерусалиме. В 1973 г. ретроспективная выставка творчества Агама демонстрировалась в музеях Амстердама, Дюссельдорфа, Лос-Анджелеса и Тель-Авива. В 1986 г. на площади Дизенгоф в Тель-Авиве по проекту Агама, разработанному в 1973 г., установлена кинетическая скульптура-фонтан со светомузыкой. Скульптура, по мнению Агама, знаменует единство искусства, науки и техники. То же сочетание «основных элементов мира» (воды, огня и металла — колонны и полированные звезды маген-Давид, венчающие их) Агам использовал в символической конструкции, посвященной Катастрофе (установлена в 1987 г.) близ Западной стены в Иерусалиме. Обращение к оптической и кинетической скульптуре Агам объясняет идеей иудаизма и его постоянного развития.
Работы Агама установлены во многих городах мира. С начала 1960-х гг. Агам живет в Париже.