Бет-Хиллел и Бет-Шаммай

БЕТ-ХИЛЛЕ́Л И БЕТ-ШАММА́Й (בֵּית הִלֵּל, בֵּית שַׁמַּאי), две школы толкования Устного Закона, названные так по именам Хиллела и Шаммая, живших на рубеже новой эры. Обе школы прекратили свое существование в начале 2 в. Таннаитская литература, Галаха, галахические мидраши и аггада приводят многочисленные разногласия между двумя школами. Их дискуссии охватывают основное содержание Устного Закона последних двух-трех поколений периода Второго храма. Концепции ученых часто приводятся как часть общего учения обеих школ.

Ныне известны только три пункта разногласий между самими раввинами Хиллелом и Шаммаем, но считают, что между школами их было более 350. Они касались вопросов личной жизни, бенедикций и молитв; разных отчислений кохенам, в частности десятины; браков и разводов, законов ритуальной чистоты и воздержания левитов; в весьма немногих случаях — жертвоприношений и храмового богослужения, а также гражданского и уголовного права. Многие разногласия между этими двумя школами относятся к периоду Второго храма. Имеются, однако, расхождения и по вопросам, связанным, с разрушением Храма. Различные факторы и традиции, как и различные подходы и тенденции при решении сложных вопросов, — все это вместе, возможно, вызвало расхождения во взглядах двух этих школ.

Каббала и вслед за ней хасидизм объясняют расхождения между обеими школами в соответствии со своим мировоззрением. Характерно, что согласно каббалистическому учению, более строгая и педантичная школа Шаммая берет свое начало в гвуре (силе), одной из десяти ступеней Божественной эманации (см. Сфирот), а Бет-Хиллел — в хеседе (милосердии). Однако в идеальном будущем мире Галаха будет следовать школе Бет-Шаммай.

Смотрите также

Батуми

Бен-Ашер Ахарон бен Моше

Бобруйск

Бовшовер Иосеф

Богров Мордко (Дмитрий)