Биробиджан

БИРОБИДЖА́Н, общеупотребительное неофициальное название Еврейской автономной области России. Биробиджан расположен между 47°40`- 49°20` северной широты и 130°30`– 135° восточной долготы; западная, южная и юго-восточная граница Биробиджана проходит по реке Амур, являясь границей между Россией и Китаем. Площадь Биробиджана — около 36 тыс. кв. км. В 1977 г. население составляло 195 тыс. человек, в том числе в центре области, в городе Биробиджане — 67 тыс. человек. По переписи 1959 г., еврейское население достигало 14269 (8,8% всего населения), из которых 83,9% проживало в городах и поселениях городского типа и 16,1% — в сельских местностях. 5597 евреев — жителей области назвали идиш родным языком. Соответствующие цифры переписи 1970 г. свидетельствуют о значительных демографических изменениях: общая численность еврейского населения — 11 452 (6,6% всего населения); в городах проживало 89,7%, а в сельских местностях 10,3%; менее двух тысяч евреев назвали идиш родным языком. Центр области — город Биробиджан расположен на реке Большая Бира и на Транссибирской железнодорожной магистрали. Промышленность: сельскохозяйственное оборудование, трансформаторы, текстиль, одежда, мебель, цемент. На севере Биробиджана климат довольно суровый, сказывается влияние частых муссонов и близость гор, окружающих область с запада и с севера. К югу климат улучшается, наиболее благоприятный — в полосе вдоль Амура. Зима холодная, сухая, снега выпадает мало, весна умеренная, лето жаркое и влажное, осень сухая и теплая. В Биробиджане много рек и озер, богатых рыбой. Значительная часть области покрыта болотами и около трети — лесом. Биробиджан богат полезными ископаемыми, большей частью еще экономически не использованными.

Решение советского правительства избрать Биробиджан для еврейского заселения определялось многими факторами и, в первую очередь, намерением укрепить границы советского Дальнего Востока ввиду близости Японии и возможного вторжения китайцев. Заселение Биробиджана стало особенно важным для СССР после советско-китайского конфликта 1929 г. и оккупации Маньчжурии японцами в 1931 г. В конце 1920-х и начале 1930-х гг. советское правительство пыталось улучшить отношения с Западом, и Биробиджанский проект мог повлиять на еврейское и проеврейское общественное мнение в Европе и Америке. Включение евреев в проект заселения Биробиджана имело также целью получение финансовой помощи от зарубежных евреев. Кроме того, такое заселение разрешало часть экономических трудностей, стоящих перед евреями СССР. Некоторые члены Евсекции считали Биробиджанский проект заменой сионизма. Летом 1927 г. в Биробиджан была отправлена делегация для исследования возможности основания сельскохозяйст­венных поселений. На основе рекомендаций этой делегации было принято решение президиума ВЦИКа от 28 марта 1928 г. — поручить Комзету (Комитету по земельному устройству трудящихся евреев) надзор над поселениями в Биробиджане. Постановлением ВЦИКа от 7 мая 1934 г. Еврейский национальный район, основанный в 1930 г., получил статус Еврейской автономной области. Переселение евреев в Биробиджан началось в апреле 1928 г. и протекало неравномерно. Колонизация происходила в трудных природных условиях. В первые годы прибыло сравнительно большое число евреев-поселенцев, но из-за трудных бытовых условий и плохого климата более половины поселенцев, прибывших в 1928–33 гг., покинули область. (В 1928 г. прибыло 950 человек, в 1929 г. — 1875, в 1930 г. — 2560 и т. д.; всего за первые шесть лет колонизации прибыло 19 635 евреев, а уехало 11 450, то есть оста­лось 8185 человек.)

Биробиджанский проект вызвал полемику среди сторонников еврейской колонизации в СССР и среди деятелей Евсекции. В числе критиков проекта были Юрий Ларин и Абрам Брагин — активные сторонники поселения евреев на землю. Ларин утверждал, что более благоприятными для еврейской колонизации являются иные районы СССР, особенно Крым. Биробиджанский проект нашел горячего сторонника в лице М. Калинина, председателя ВЦИКа. В 1926 г. в речи на съезде ОЗЕТа (Общества землеустройства евреев-трудящихся), еще до возникновения Биробиджанского проекта, он заявил: «Перед еврейским народом стоит большая задача — сохранить свою национальность, а для этого нужно превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское земледельческое компактное население, измеряемое, по крайней мере, сотнями тысяч. Только при таких условиях еврейская масса может надеяться на дальнейшее существование своей национальности». На приеме, данном представителям рабочих Москвы и еврейской прессы в мае 1934 г., М. Калинин сказал, что создание еврейского территориального центра в Биробиджане является единственным путем нормализации национального статуса евреев Советского Союза, и что в течение одного десятилетия Биробиджан станет наиболее важным и, возможно, единственным оплотом национальной еврейской социалистической культуры, и что преобразование области в республику является вопросом времени. Поездка в Биробиджан Лазаря Кагановича, члена политбюро коммунистической партии, воодушевила еврейское руководство области. Биробиджанский проект вызвал большой интерес у евреев всех стран и, в особенности, у тех, кто ратовал за еврейский территориализм. В немалой степени способствовало этому то, что поселение евреев в Биробиджане совпало с усилением антиеврейских репрессий в нацистской Германии. Иностранные еврейские организации, которые участвовали в колонизационных проектах Советского Союза, например Агро-Джойнт и Еврейское колонизационное общество (ЕКО), заняли нейтральную позицию. ОРТ оказал некоторое содействие в развитии промышленности. Лишь те зарубежные еврейские организации, члены которых были преимущественно коммунистами, безоговорочно поддерживали этот план.

В 1929 г. Американское общество еврейской колонизации в СССР (ИКОР), тесно сотрудничавшее с ОЗЕТом, послало делегацию, состоявшую из специалистов по сельскому хозяйству и поселениям, для обследования возможностей дальнейшей колонизации Биробиджана. Еврейским поселенцам оказывал помощь Амбижан (Американский комитет по поселению иностранных евреев в Биробиджане). В середине 1930-х гг. и после Второй мировой войны Биробиджану помогали также некоторые еврейские организации Канады, Западной Европы и Южной Америки. Эти организации собирали пожертвования для Биробиджана и пропагандировали идею его заселения евреями.

В начале 1930-х гг. около 1,4 тыс. еврейских иммигрантов прибыло в Биробиджан из США, Южной Америки, Европы, Эрец-Исраэль и других стран и регионов.

С началом еврейской колонизации, особенно в середине 1930-х гг., многое было сделано, чтобы придать Биробиджану еврейский облик. Были основаны еврейские колхозы и еврейские сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в области. В 1930 г. И. Левин, работник партийного аппарата Белоруссии и секретариата ОЗЕТа, был назначен первым секретарем Биробиджанского райкома партии. После учреждения Еврейской автономной области в 1934 г. еврей М. Хавкин стал первым секретарем обкома партии, а И. Либерберг, директор Института еврейской пролетарской культуры при Украинской АН, — председателем облисполкома. Несколько решений было принято об употреблении идиш как официального языка области, наравне с русским. Были основаны школы, в которых языком преподавания был идиш, и сделаны попытки преподавать идиш в нееврейских школах. Вывески на улицах, надписи на железнодорожных станциях, даже почтовый штемпель были на русском языке и на идиш. Начали издаваться газеты и журналы на идиш. В 1934 г. был основан Еврейский государственный театр. В городе Биробиджан была открыта областная библиотека имени Шалом Алейхема с большим числом изданий на идиш и книг по еврейской тематике.

Репрессии 1936–38 гг. нанесли тяжелый удар Еврейской автономной области. Руководящие деятели области (Либерберг и другие) были обвинены в национализме и троцкизме и расстреляны. Более всего пострадали иммигранты из других стран. Публикации 1990-х гг. предали гласности некоторые сведения о размахе сталинских репрессий в Еврейской автономной области. Из 311 делегатов первого областного съезда Советов (1934 г.) 116 были расстреляны по приговору «троек» и 175 отправлены в лагеря. Из двенадцати членов президиума 2-го областного съезда (1936 г.) расстреляны одиннадцать. Столь значительный размах репрессий был вызван некоторыми местными особенностями: И. Сталин рассматривал иностранных евреев, поселившихся в Биробиджане, как шпионов. С большим подозрением он относился к японским планам создания в Маньчжурии еврейской автономии. В 1937 г. в области проживало 76 500 человек, из них евреев около восемнадцати тысяч (23,8%). По переписи 1939 г., в области проживало 108 400 человек, из них евреев 17 695 (18,45%).

В конце 1930-х гг. приток еврейских поселенцев почти полностью прекратился. Накануне Второй мировой войны число евреев в Биробиджане не превышало двадцати тысяч человек. В 1939–40 гг., после аннексии Прибалтики, Буковины и восточных районов Польши, был разработан план перемещения евреев с захваченных территорий в Биробиджан. Однако начавшаяся в 1941 г. война с Германией помешала осуществлению этого плана. В годы войны, когда в Европе евреи подверглись массовому истреблению, а в СССР усилился антисемитизм, интерес к Биробиджану среди советских евреев значительно возрос. В 1946–48 гг. обострение еврейского национального самосознания, трудности, с которыми столкнулись евреи, вернувшиеся из армии и эвакуации на места своего прежнего проживания, а также провал плана поселения евреев в Крыму привели к увеличению числа поселенцев в Биробиджане. Статьи в «Эйникайт», органе Еврейского антифашистского комитета, пропагандировали идею массового переселения евреев в Биробиджан.

Недолго продолжавшееся переселение в Биробиджан после войны увеличило местное еврейское население к концу 1948 г. до 30 тыс. человек (наибольшая цифра за всю историю существования области). В послевоенные годы увеличилось число евреев в местной администрации и усилилась еврейская культурная деятельность. Среди местных еврейских писателей выделялись своей литературной активностью Б. Миллер, И. Эмиот, Х. Малтинский. Снова была разрешена помощь со стороны зарубежных евреев. Однако процесс нового роста Биробиджана как еврейского центра к концу 1948 г. был приостановлен. Правительство СССР начало проводить политику подавления еврейской культурной и общественной деятельности по всему Советскому Союзу. Если репрессии конца 1930-х гг. касались в Биробиджане евреев, занимавших официальные посты, и иммигрантов из других стран, то репрессии 1948 г. и последующих лет имели целью уничтожить в области всякого рода еврейскую активность. В 1949 г. в городе Биробиджане были арестованы все евреи, собравшиеся в синагоге на празднование Рош ха-Шана; раввин был приговорен к расстрелу. Большинство местных еврейских писателей было арестовано, еврейский театр закрыт, в школах прекращено преподавание на идиш, из библиотеки имени Шалом Алейхема изъято большое количество книг на идиш. Еврейское переселение в Биробиджан прекратилось, и еврейское население области сильно сократилось. После смерти И. Сталина в Биробиджане не произошло значительных перемен в еврейской жизни.

В 1958 г. советское правительство и коммунистическая партия устами своего тогдашнего руководителя Н. Хрущева признали полный провал эксперимента в Биробиджане: в интервью, опубликованном 9 апреля 1958 г. во французской газете «Ле фигаро», Н. Хрущев заявил, что нелюбовь евреев к коллективному труду и к групповой дисциплине привели к неудаче попытки создания еврейского поселения в Биробиджане.

В 1960–70-х гг. единственным сельскохозяйственным поселением со сравнительно крупным еврейским населением оставался Валдхейм в окрестностях города Биробиджан, но он входил в состав большого колхоза «Заветы Ильича» и его еврейское население постоянно уменьшалось. Такие посты как секретарь обкома или райкома (область делится на пять районов) обычно не занимали евреи, хотя в 1970 г. первым секретарем обкома был назначен Лев Шапиро. Из пяти депутатов от Биробиджана в Совет национальностей Верховного Совета СССР евреи составляли меньшинство. Последний след еврейской культуры в 1970-е гг. — газета на идиш «Дер биробиджанер штерн», почти не касавшаяся еврейской тематики. Осталось также несколько табличек с названиями улиц на идиш, в том числе улица Шалом Алейхема — главная магистраль города Биробиджан. Вся официальная и общественная деятельность происходила только на русском языке. В 1970-е гг. Еврейская автономная область являлась лишь историческим анахронизмом в административной номенклатуре СССР.

В середине 1950-х гг. возобновилась служба в деревянной синагоге Биробиджана (улица Чапаева, 9), но уже в 1960-е гг. миньян опять мог собираться только на квартирах. С начала 1970 г. богослужение в синагоге возобновилось. В середине 1980-х гг. умерли последние евреи, собиравшиеся в синагоге, и в 1987 г. здание было передано группе геров. В 1990-е гг. о былой еврейской религиозной жизни в области напоминали лишь несколько надгробий с еврейскими надписями на одном из двух городских общих кладбищ.

В 1984 г. власти торжественно отметили 50-летие области; к юбилею были введены некоторые элементы еврейской атрибутики. Был выпущен букварь языка идиш (Хабаровск, 1982), в местном педагогическом училище начали преподавать идиш, на юбилейных торжествах продавались майки с надписями на идиш и т. д. В городе Биробиджане было построено новое здание, где предполагалось разместить труппу Еврейского камерного музыкального театра (см. Москва). Однако после торжеств еврейские вывески были убраны; в трех школах, где в начальных классах проводились факультативные уроки идиш, они были отменены; в местном педагогическом училище занятия на идиш прекратились. Представительские еврейские функции исполняли только газета «Биробиджанер штерн» (ее редактором в 1984–89 гг. был Л. Школьник, родился в 1944 г.; с 1992 г. живет в Израиле), в которой иногда публиковались литературные произведения, материалы по еврейской истории и культуре, и еврейский отдел областной библиотеки имени Шалом Алейхема (к 1993 г. его фонд составлял четыре тысячи книг, до войны было тридцать семь тысяч).

Перестройка конца 1980-х гг. не сразу внесла изменения в жизнь евреев Биробиджана. В 1990 г. открылась еврейская воскресная школа (директор Д. Урина); в 1992 г. — государственная начальная четырехлетняя школа, где около 60 учеников изучали идиш и еврейскую традицию; в 1993 г. в школе открылся пятый класс. В 1990 г. было основано первое высшее учебное заведение в области — педагогический институт с отделением, которое дает выпускникам специальность: преподаватель идиш и английского языка. В педагогическом училище стали готовить учителей младших классов — преподавателей идиш и воспитателей еврейских детских садов. Институт усовершенствования учителей Еврейской автономной области выпустил несколько номеров бюллетеня «Родной язык». Областное телевидение и радио проводят передачи на идиш. В 1992–93 гг. работал детский хореографический ансамбль «Мазлтов»; его гастроли по городам России финансировали городская администрация и посольство Израиля в Москве.

В 1990–92 гг. шла активная дискуссия о статусе Биробиджана. Многие, в том числе представители амурского казачества и некоторые активисты сионистского направления, высказывались против сохранения еврейской автономии, по существу давно уже фиктивной. Однако в октябре 1991 г. областной совет большинством в 57 депутатов (из 97) высказался за преобразование области в автономную республику. Тем не менее в Москве это решение не было утверждено, и статус Еврейской автономной области остался прежним (все другие автономные области получили статус республик в составе Российской Федерации). 31 марта 2005 г. депутаты законодательного собрания Еврейской автономной области создали рабочую группу для изменения статуса региона; они хотят добиться статуса республики, так как по конституции 1993 г. область является самостоятельным субъектом Российской Федерации.

Администрация пыталась расширить связи с Израилем, рассчитывая на разностороннюю помощь в условиях тяжелого экономического кризиса. Для этих целей была создана финансово-промышленная корпорация «Соломон». В августе 1991 г. Израиль с официальным визитом посетил председатель областного совета Б. Л. Корсунский. Однако израильские и другие западные предприниматели не торопятся вкладывать средства в нестабильный регион.

Еврейское население области составило в 1989 г., согласно переписи, 8887 человек (4,15%), в городе Биробиджан проживало 8038 евреев (9,7% всего населения города). Однако после начала алии (1990) число евреев значительно уменьшилось. Только в 1990 г. из области выехало около 1,5 тыс. человек. Вне центра области, города Биробиджан, евреев почти не осталось. Даже село Валдхейм, где расположена центральная усадьба богатого колхоза «Заветы Ильича», который долгие годы возглавлял Герой Советского Союза В. И. Пеллер (1913–78), в конце 1980-х гг. пришло в упадок, еврейская молодежь его покинула.

В связи с массовым отъездом в Израиль, США, Канаду, Германию и другие страны в конце 1990-х – начале 2000-х годов еврейское население Биробиджана резко сократилось. Согласно всероссийской переписи населения 2002 г., в Еврейской автономной области проживали 2329 евреев, в подавляющем большинстве в городе Биробиджане.

В 1997 г. в Биробиджане была образована еврейская религиозная община «Фрейд» (основатель Л. Тойтман, 1925–2007), в которой насчитывается более полутора тысяч человек. Главный раввин Биробиджана и Еврейской автономной области — Мордехай Шайнер. В Биробиджане работают воскресная школа, женские и молодежные клубы. Общество «Фрейд» выпускает газету «Община». В Биробиджане открыт еврейский народный университет, создан клуб бывших малолетних узников гетто. В Биробиджане созданы детские танцевальные и песенные ансамбли. «Фрейд» с 1999 г. ежегодно проводит общинный фестиваль еврейской книги.

При финансовой помощи Джойнта действуют организация благотворительной помощи Хесед, благотворительная столовая, клуб для пожилых людей «Теплый дом». Общине было возвращено здание синагоги на улице Чапаева.

Смотрите также

Базельская программа

Бергсон Анри-Луи

бет-дин

Блок Марк

Бург Иосеф Шломо