Богораз Владимир
БОГОРА́З Владимир Германович (до крещения: Натан Менделевич; псевдоним Н. А. Тана; 1865, Овруч, Волынская губерния, – 1936, около Ростова-на-Дону), этнограф, литератор и участник русского революционного движения. Был исключен из Петербургского университета и подвергался неоднократным ссылкам и тюремному заключению за принадлежность к партии «Народная воля». Безразличный к религии, Богораз в 1885 г. формально перешел в православие. В 1894–97 гг., находясь в колымской ссылке, изучал языки и фольклор чукчей, эвенков и других народов северо-восточной Сибири. Возвратившись в Санкт-Петербург по ходатайству Академии наук, Богораз вскоре уехал в США, чтобы вместе с В. Иохельсоном и Л. Штернбергом принять участие в северо-тихоокеанской экспедиции под руководством Ф. Боаса. Автор ряда фундаментальных монографий о языке, фольклоре, материальной культуре, социальном укладе и религии народов Северо-Востока Азии. Исследованиями Богораза и Иохельсона было окончательно доказано расовое единство народов Азии и Америки и заселение Америки через Тихий океан по так называемому «мосту народов». С 1918 г. Богораз заведовал отделом Музея антропологии и этнографии АН, в дальнейшем был профессором Ленинградского университета и директором Музея истории религии и атеизма АН СССР. Как инициатор Комитета Севера и Института народов Севера, Богораз деятельно участвовал в создании письменности этих народов, в частности, составил первый словарь и грамматику чукотского языка. Историко-антропологический научный метод и народнические общественно-политические взгляды Богораза подвергались резкой критике со стороны официальных советских кругов.
Литературные произведения Богораза представляют собой социально-бытовые очерки в народническом духе («Чукотские рассказы», 1899; «Восемь племен», 1902; «Очерки и рассказы», в 6-ти т., 3-е издание — 1905, и другие). В советское время напечатал два романа из жизни сибирских племен: «Союз молодых» (1928) и «Воскресшее племя» (1935). Несколько стихотворений, беллетристических очерков и газетных статей Богораза посвящены еврейству и еврейскому вопросу. С культурно-ассимиляторскими взглядами Богораза в ряде своих фельетонов полемизировал В. Жаботинский.
После революции Богораз публиковался в альманахе «Еврейская летопись» (М. — П.(Л.), 1923–26); под его редакцией и с его вступительной статьей был издан сборник материалов «Еврейское местечко в революции» (М.-Л., 1926).