Бразилия
БРАЗИ́ЛИЯ, республика в Южной Америке. Первыми еврейскими поселенцами в Бразилии были марраны, прибывшие в начале 16 в. с португальскими колонизаторами. Во время голландской оккупации страны (1624–1654) марраны получили возможность открыто вернуться в лоно иудаизма; тогда же были основаны первые еврейские общины. В 1641 г. на должность раввина общины города Ресифи был приглашен из Амстердама Ицхак Абохав да Фонсека (1605–1693). Когда голландцы были разбиты португальцами, в соответствии с договором о капитуляции, все евреи, как и голландцы, должны были покинуть Бразилию в течение трех месяцев, но они имели право реализовать недвижимость и взять с собой остальное имущество. После провозглашения независимости (1822), снова началась еврейская иммиграция в Бразилию.
В колониальный период многие евреи северных областей Бразилии занимались сельским хозяйством. В 1902 г. Еврейское колонизационное общество (ЕКО) решило организовать в Бразилии экспериментальную сельскохозяйственную колонию и приобрело 5400 га земли в районе Санта-Мария. В 1904 г. здесь поселились 37 семейств (267 человек) из Бессарабии. Поселение столкнулось со значительными трудностями. В 1926 г. там осталось всего 17 семейств, и колония была ликвидирована. В 1909 г. ЕКО основало другую колонию, но и она распалась во время Первой мировой войны. В 1935 г. ЕКО решило создать в Бразилии сельскохозяйственное поселение для беженцев из Германии, однако правительство Бразилии не разрешило поселенцам въехать в страну.
После провозглашения независимости государственной религией Бразилии остался католицизм, но исповедующим другие религии было разрешено отправлять культ в жилых домах или в зданиях, которые по внешнему виду не напоминали бы культовые сооружения. В 1891 г., когда Бразилия стала республикой, была упразднена какая бы то ни было религиозная дискриминация, и всем гражданам было обеспечено равноправие. Был введен гражданский брак, и были созданы муниципальные кладбища, общие для лиц, исповедующих разные религии.
Первая в Бразилии синагога была основана в 1824 г. в Белене (на севере страны) сефардами, иммигрировавшими из Марокко в начале 19 в. Иммигранты из Марокко создали небольшие общины также в других районах Бразилии. Во время Первой мировой войны в Бразилии жили пять–семь тысяч евреев. После войны еврейская иммиграция заметно возросла. В 1920-е гг. в Бразилию прибыли 28820 евреев (в основном из Восточной Европы). С 1930 г. правительство республики стало ограничивать иммиграцию. Тем не менее европейские евреи, спасавшиеся от нацистов, находили убежище в Бразилии.
В апреле 1938 г. правительство Бразилии запретило иностранцам (каковыми формально считались многие евреи) заниматься политической деятельностью и поддерживать контакт с зарубежными организациями. В 1941 г. газеты на иностранных языках были объявлены вне закона. Началась антисемитская кампания, которая, впрочем, не привела к каким-либо серьезным инцидентам. С 1945 г. еврейские организации (в том числе сионистские) возобновили свою деятельность. По данным переписи 1950 г., в Бразилии жили 69957 евреев.
Бразильский государственный деятель О. Аранья, который был председателем чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г., в значительной степени содействовал принятию резолюции о разделе Эрец-Исраэль и о создании еврейского государства (см. Планы раздела Палестины). Бразилия признала Израиль в феврале 1949 г., а в 1952 г. открыла посольство в Тель-Авиве. Израиль открыл посольство в Рио-де-Жанейро и генеральное консульство в Сан-Паулу. В 1951 г. Бразилия и Израиль заключили соглашение о культурных связях, а в 1962 г. — соглашение о техническом сотрудничестве. В 1967 г. подписано также соглашение о научном сотрудничестве (главным образом в области использования атомной энергии в мирных целях). Между Израилем и Бразилией существуют также торговые отношения: в 1960 г. Израиль экспортировал в Бразилию товаров на сумму 200 тыс. долларов, импортировал на сумму 400 тыс. долларов; в 1974 г. импорт из Бразилии в Израиль составил 10,6 млн. долларов, а израильский экспорт в Бразилию — 14,9 млн. долларов. В 1990 г. израильский экспорт вырос до 78,6 млн. долларов. Бразильский экспорт в Израиль рос более медленными темпами: в 1990 г. его объем составлял 18,6 млн. долларов. В 2000 г. израильский экспорт в Бразилию составил 320 млн. долларов, импорт из Бразилии — 79 млн. долларов.
Численность еврейского населения Бразилии в 1970-х – второй половине 1990-х гг. была стабильна и составляла около ста десяти тысяч человек. Примерно половина бразильских евреев (около пятидесяти тысяч человек) живет в Сан-Паулу, треть (около тридцати тысяч человек) — в Рио-де-Жанейро; в Порту-Алегри насчитывается около десяти тысяч евреев, в Куритибе — около двух тысяч, в Белу-Оризонти — около 1,5 тыс., в Белене, Ресифи, Сальвадоре и в столице страны городе Бразилиа — по несколько сот. Кроме того небольшие группы евреев зарегистрированы в десятках средних и мелких городов. Для бразильского еврейства характерна низкая рождаемость (особенно по сравнению с другими группами населения страны), что ведет к постепенному старению общины. По своему образовательному уровню, доходам и социальному статусу подавляющее большинство ее членов принадлежит к средним и высшим слоям общества. Значительная часть евреев Бразилии сильно ассимилирована (в начале 2000-х гг. около 60% евреев состояли в смешанных браках); в то же время большинство продолжает поддерживать в той или иной форме связи с общиной или еврейскими организациями.
Евреи играют заметную роль в экономике, культурной и политической жизни Бразилии, особенно в промышленно развитых южных и юго-восточных штатах (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Парана, Риу-Гранди-ду-Сул), где сосредоточено свыше 90% еврейского населения страны; здесь они широко представлены в местных законодательных собраниях, муниципальных и судебных органах. В федеральном парламенте евреев сравнительно немного: в 1992 г. в него входили один сенатор (Эва Альтерман-Блай) и один депутат палаты представителей (Ф. Фельдман, руководитель движения «зеленых» в Бразилии). В правительство президента Ф. Коллора ди Мелло (1990–92) входили С. Лафлер (министр иностранных дел) и Ж. Голдемберг (министр образования).
Еврейские общины, ортодоксальные (см. Ортодоксальный иудаизм), реформистские (см. Реформизм в иудаизме) и консервативные (см. Консервативный иудаизм), существуют во многих городах Бразилии; повсеместно действуют синагоги, как сефардские, так и ашкеназские (в 1980-х гг. в Рио-де-Жанейро было девять синагог, в Сан-Паулу — свыше 20). Реформистская община Сан-Паулу, объединяющая около двух тысяч семей, — крупнейшая в Латинской Америке; в консервативной общине этого города состоит 550 еврейских семей. В 1980-х гг. усилилось влияние хасидов Хабада, создавших ряд новых ортодоксальных общин.
Работают еврейские центры (в крупных городах), десятки благотворительных, культурных, женских, молодежных, спортивных организаций, включая отделения всех основных сионистских партий и движений, большей частью входящих (наряду с территориальными сионистскими ассоциациями) в Объединенную сионистскую организацию Бразилии. Координационными и представительными органами бразильского еврейства являются еврейские федерации штатов, образующие Еврейскую конфедерацию Бразилии (основана в 1951 г.), которая входит в Латиноамериканский еврейский конгресс.
Общины ряда городов содержат средние школы, где обучается почти половина еврейских детей страны (около десяти тысяч из двадцати двух); еврейские предметы в этих школах преподают главным образом учителя из Израиля. В Рио-де-Жанейро функционируют семь еврейских школ (крупнейшая из них — школа имени М. Бар-Илана), в Сан-Паулу — четыре ортодоксальные школы и четыре светские. Работают еврейские педагогические колледжи (в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу), Институт еврейской культуры (в Рио-де-Жанейро), Институт имени М. Шагала (в Порту-Алегри); в нескольких городах имеются еврейские библиотеки. С 1977 г. в Рио-де-Жанейро функционирует Еврейский музей, в котором представлены многочисленные экспонаты, посвященные истории, традициям евреев Бразилии. В Петрополисе (город-спутник Рио-де-Жанейро) существует иешива «Махане Исраэль»; в 1977 г. два ее выпускника стали первыми уроженцами Бразилии, получившими смиху.
Выходят еврейские газеты и журналы, в том числе еженедельные, на португальском языке, идиш и иврите (в основном в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу). Некоторые теле- и радиостанции транслируют постоянные программы, специально предназначенные для евреев. В ряде штатов в начале 1990-х гг. проводились недели Израиля, культурные мероприятия в День памяти Катастрофы и героизма и в День независимости Израиля, а также еврейские международные кинофестивали. В государственных университетах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу открылись кафедры языка и культуры идиш, занимающиеся также изучением Катастрофы.
На рубеже 1970–80-х гг., особенно с началом Ливанской войны, в Бразилии значительно усилился антисемитизм, что было обусловлено главным образом широкой антиизраильской и антисионистской кампанией, развернутой в стране Организацией освобождения Палестины (ООП), мусульманскими религиозными общинами, посольствами ряда исламских государств. Кампанию поддержали некоторые органы печати (включая популярную газету «Фолья ди Сан-Паулу»), общественные объединения и политические деятели, например, известный профсоюзный лидер Л. И. Лулу да Силва, неоднократно выдвигавший свою кандидатуру на пост президента страны. В Бразилии действует информационное бюро ООП, выходит газета «Палестина информа»; в 1984 г. на конференции в Сан-Паулу была создана федерация латиноамериканских палестинских организаций, поддерживающих ООП. Антиизраильская пропаганда, в ходе которой нередко допускались беспрецедентные в Бразилии юдофобские выпады, привела к существенному ухудшению отношений между бразильским еврейством и двухмиллионным арабским населением страны, среди которого преобладают выходцы из Сирии, Ливана, Иордании и Эрец-Исраэль, в том числе и прибывшие в Бразилию в послевоенный период.
В начале 1990-х гг. в стране активизировались также правые экстремисты — Национал-социалистическая партия и группы «бритоголовых». Происходили нападения на евреев (например, в Сан-Паулу в сентябре 1992 г.), совершались акты вандализма, направленные против еврейских учреждений, было осквернено несколько еврейских кладбищ (в Рио-де-Жанейро и в штате Риу-Гранди-ду-Сул — в 1992 г.). С середины 1980-х гг. антисемитские высказывания нередко звучали и в ходе предвыборных кампаний, особенно местного масштаба. Все это заставило руководство еврейской общины Бразилии отказаться от традиционного тезиса об отсутствии «еврейского вопроса» в стране и принять меры по борьбе с антисемитизмом. В конце 1980-х гг. в Риу-Гранди-ду-Сул лидеры 23 еврейских и негритянских организаций основали Народное движение против расизма; в начале 1990-х гг. Еврейская федерация Сан-Паулу приняла участие в создании Демократического движения против расизма и всех форм дискриминации, в которое вошли свыше ста правозащитных объединений. Активизировался диалог между евреями и католиками, участие в котором принимают наиболее известные и влиятельные в Бразилии раввины и епископы; благодаря их совместным усилиям удалось во многом нейтрализовать ультраправые католические ассоциации типа «Традисан, фамилиа э проприедаде», активно действовавшие в 1970-е гг. Осенью 1990 г. в Бразилии был принят закон, запрещающий под страхом тюремного заключения все виды дискриминации, в том числе и по признаку национального происхождения и вероисповедания.
Хотя в конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Бразилии не наблюдался рост антисемитизма, характерный для многих стран мира, в стране происходили отдельные антиеврейские инциденты. Антисемитские граффити появлялись на стенах домов в различных городах страны. В столице Бразилии городе Бразилиа в мае и июле 1999 г. на двери кабинета декана факультета философии Университета Бразилии была нарисована свастика. Во время традиционного карнавала в Рио-де-Жанейро в феврале 1999 г. сто танцоров и танцовщиц, представляющих одну из школ самбы, были в костюмах с изображением свастики. Еврейские организации ведут борьбу с проявлениями расизма и антисемитизма, используя бразильское законодательство. Так, когда были обнаружены экземпляры книги «Майн кампф» А. Гитлера в одном из книжных магазинов Рио-де-Жанейро, Еврейская федерация Рио-де-Жанейро добилась ареста владельца магазина и конфискации всех экземпляров книги. Еврейские организации ряда городов Бразилии ведут активную борьбу против публикации книг и статей, отрицающих Катастрофу.
Отношения между Бразилией и Израилем в 1970-х – начале 1990-х гг. не были ровными. Широкие экономические связи с арабскими странами, особенно с Ираком и Ливией (включая закупки нефти, продажу оружия, а в 1980-х гг. и сотрудничество в развитии военной техники, в том числе ракетной, а также в ядерных разработках), претензии на роль лидера «третьего мира» обусловили отрицательное отношение бразильского руководства к политике Израиля на Ближнем Востоке. Делегация Бразилии в ООН неоднократно поддерживала антиизраильские декларации, включая резолюцию Генеральной Ассамблеи от 10 ноября 1975 г., приравнивавшую сионизм к расизму. Первыми публичными мероприятиями, разрешенными военным режимом (правил в Бразилии до 1985 г.), стали демонстрации протеста против Ливанской войны летом 1982 г.
Еврейская община страны воздерживалась от осуждения несбалансированного подхода правительства Бразилии к ближневосточному конфликту (равно как и нарушений прав человека военными властями), опасаясь обвинений в «двойной лояльности» (в 1975 г. министр иностранных дел страны А. Азередо да Силвейра заявил: «Мы хотим, чтобы евреи, рожденные в Бразилии, были бразильцами»). Вместе с тем руководство Бразилии не пошло на дипломатическое признание ООП и отвергло ее просьбу об открытии официального представительства в стране.
После перехода власти к гражданскому правительству Ж. Сарнея отношения между Бразилией и Израилем несколько улучшились. В декабре 1987 г. Бразилию посетил с официальным визитом министр иностранных дел Израиля Ш. Перес (единственный визит израильского государственного деятеля такого ранга после 1973 г.). В Израиле по приглашению Хистадрута побывала делегация бразильских профсоюзов. Власти Бразилии приняли некоторые меры, направленные на ограничение антиизраильской и антисемитской пропаганды: так, посольству Ирана было запрещено распространять в стране «Протоколы сионских мудрецов»; в августе 1989 г. губернатор Рио-де-Жанейро не допустил к участию в проходившей в этом городе книжной ярмарке издательство, выпускавшее антиеврейские сочинения. Президент Ф. Коллор ди Мелло объявил в 1990 г. о пересмотре внешнеполитических приоритетов Бразилии, в том числе и на Ближнем Востоке; в декабре 1991 г. делегация Бразилии в ООН голосовала за отмену резолюции о сионизме (см. выше). Однако на практике значительных изменений не произошло. Прекращение экономических связей между Бразилией и Ираком в соответствии с резолюциями ООН о санкциях в отношении последнего, принятыми после вторжения иракских войск в Кувейт в 1990 г., было вынужденным и нанесло значительный ущерб бразильской экономике. Экономический кризис в Аргентине 1990–2000 гг., отразившийся в Бразилии, способствовал алие в Израиль. В 2000 г. в Израиль репатриировалось 230 евреев из Бразилии, в 2001 г. — 203 человека, в 2002 г. — 151, в январе-июле 2003 г. — 102 еврея.
Посольство Израиля в Бразилии с 1973 г. находится в столице страны — городе Бразилиа; в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро работают генеральные консульства Израиля.