Брук Питер
БРУК Питер (Brook, Peter Stephen Paul; родился в 1925 г., Лондон), английский театральный режиссер. Родился в семье еврейских эмигрантов из России. Отец Брука, Семен Матвеевич Брук, инженер-электрик, окончил Льежский университет (состоял в РСДРП, что помешало ему получить образование в России). С 1914 г. семья Брука жила в Англии, но русский язык сохранялся в ней как язык общения.
Режиссурой Брук начал заниматься еще будучи студентом Оксфордского университета; уже первые его спектакли, поставленные в лондонских любительских театрах в годы Второй мировой войны, стали заметным явлением английской театральной жизни. В возрасте 20 лет Брук начал работать как постановщик в Бирмингемском театре, в 22 года поставил «Ромео и Джульетту» У. Шекспира в Королевском шекспировском театре (Стратфорд-он-Эйвон). Мировая слава Брука связана с этим театром и с постановками пьес Шекспира: «Мера за меру» (1950); «Тит Андроник» (1955 г., где Брук выступил также как художник-постановщик и композитор); «Король Лир» (1962, после постановки которого Брука начали называть великим режиссером 20 в.); «Сон в летнюю ночь» (1970). В драматургии Шекспира режиссер выдвигает на первый план моральные конфликты, трактуя их в духе интеллектуального абсурдизма С. Беккета и связывая с эстетикой эпического театра Б. Брехта. На этой основе Брук создает спектакли, ставшие каноническими для трагического театра 20 в.
В театральной деятельности Брука важнейшее место занимает эксперимент. Достигнув к середине 1960-х гг. мировой славы, Брук под влиянием так называемого театра жестокости А. Арто открыл в 1963 г. при Королевском шекспировском театре экспериментальную лабораторию «жестокого» театра, где занимался изучением бессознательного в актерском творчестве; в 1964 г. в эстетике театра Арто он поставил «Марат-Сад» П. Вайса, стремясь к созданию независимого от литературы оригинального театрального текста. Соединяя в своих спектаклях взаимоисключающие принципы эстетики Арто и Брехта, Брук пришел к идее тотального театра как уникальной модели человеческого бытия. При этом в понятие тотального театра Брука входит и принцип тотального профессионализма, воплощенный в его спектаклях и противостоящий массовому движению театра 20 в. в сторону любительства.
В 1971 г. Брук создал в Париже Международный центр театральных исследований (МЦТИ), где собрал молодых актеров, музыкантов, танцоров, акробатов и мимов из разных стран. Брук стремился к установлению взаимопонимания между людьми разных культур и цивилизаций: режиссер пытался работать вне определенного культурного контекста или расширить его границы, рассматривая театр как некий универсальный язык по образцу эсперанто. Деятельность МЦТИ развернулась в разных странах. В 1971 г. в развалинах Персеполя в Иране Брук поставил спектакль-мистерию «Орхаст», в основе которого — мифы древних огнепоклонников. В 1973 г. МЦТИ совершил турне по Африке. В 1973 г. труппа центра во главе с Бруком работала в США, где выпустила спектакль «Совещание птиц» по мотивам древней персидской поэмы. В 1974 г. вместе с МЦТИ Брук вернулся в Париж, заключил контракт на пять лет с театром «Буф дю нор», на сцене которого поставил спектакли: «Тимон Афинский» У. Шекспира (1974), «Племя Ик» по повести К. Тэрнбелла «Горный народ» о ритуалах африканского племени, лишенного каких-либо представлений о гуманности (1975), «Вишневый сад» А. Чехова (1981), «Трагедия Кармен» по новелле П. Мериме (1983) и др., каждый из которых стал выдающимся событием мировой театральной жизни. За десять лет деятельности МЦТИ никому прежде не известные актеры М. Бенишу, А. Маратра, Б. Мьерс, М. Маалуф, собранные и воспитанные Бруком в системе тотального театра, становятся ведущими театральными мастерами Западной Европы. В 1985 г. на Авиньонском фестивале с огромным успехом прошло девятичасовое эпическое представление МЦТИ «Махабхарата».
На основе некоторых из своих знаменитых спектаклей Брук впоследствии снял кинофильмы («Марат-Сад», 1967; «Король Лир», 1971; «Махабхарата», 1989 и др.). Брук — автор книг «Пустое пространство» (1968), посвященной теоретическим изысканиям, и «Блуждающая точка» (1988), в которой он подводит итог своей сорокалетней режиссерской деятельности.