Бытие
БЫТИЕ́, первая книга первого раздела Библии — Пятикнижия (см. также Тора). На иврите книга называется по первому открывающему ее слову בְּרֵאשִׁית (Брешит , буквально `в начале`). Некоторые средневековые рукописи употребляют также название «Сефер ришон» («Первая книга») или «Сефер бриат ха-‘олам» («Книга сотворения мира»).
Бытие является повествованием о периоде от сотворения мира до смерти Иосифа. Книга делится на две основные части: история человечества до патриархов (главы 1–11) и история патриархов и их семей (главы 12–50). В Бытии не содержится никаких сведений об ее авторе; в других библейских книгах также нет ответа на этот вопрос. В послебиблейской еврейской традиции утвердилось мнение о едином происхождении всего Пятикнижия (включая Бытие), являющегося боговдохновенным творением Моисея. Этот взгляд все чаще оспаривался в течение последних веков светскими учеными, исследовавшими Библию. Анахронизмы, употребление различных имен Бога, различия в стиле и лексике, повторения, наличие несовпадающих и даже противоречивых версий изложения одного и того же события, — все это приводит сторонников критической школы к выводу, что Бытие представляет собой многослойное произведение, составленное из источников, восходящих к разным историческим периодам. Примером анахронизма может послужить то, что город, где родился Авраам, назван Ур Халдейский (11:28, 31; 15:17), хотя известный под именем халдеев народ появился на юге Месопотамии в конце 2-го тысячелетия до н. э., то есть гораздо позже периода патриархов, родоначальником которых был Авраам. Бытие содержит две противоречивых версии о сотворении мира (см. Космогония). По одной из них (1:26–28), мужчина и женщина созданы одновременно после птиц и животных; по другой — вначале сотворен мужчина, затем животные, птицы и женщина (2:7, 18–20). Исследователями отмечены расхождения в ряде деталей предания о потопе (ср. 6:19–20; 7:2–3; 7:8–9); две различные версии происхождения наименований Беер-Шева (21:22–32; 26:26–33), Бет-Эль (28:17–19; 35:14–15) и Исраэль (Израиль; 32:28, 29; 35:10); две версии идентификации тех, кто купил и продал Иосифа (37:28а, 36; 37:28, 286; 39:1), и т. п. В качестве имени Бога в книге Бытие около 150 раз употребляется тетраграмматон, в то же время в ряде крупных разделов Бог именуется Элохим или, реже, употребляются какие-либо другие его наименования (см. подробнее Бог. В Библии. Имена; Бог. Имена Бога). Исследуя отмеченные выше версии и расхождения, исследователи Библии попытались реконструировать историю текста Бытия. Согласно этой реконструкции, наиболее ранним компонентом текста Бытия является источник, созданный в колене Иехуды (приблизительно в 10–9 вв. до н. э.) и условно обозначаемый как J (от Jahwist, то есть употребляющий в качестве имени Бога лишь тетраграмматон יהוה); вторым компонентом является источник, сложившийся в колене Эфраима в 9–8 вв. до н. э. и условно обозначаемый как E (от Elohist, то есть употребляющий — в повествовании о патриархах — в качестве имени Бога Элохим). Последующий редактор, действовавший в 7 в. до н. э., сливает оба эти источника в единый текст (JE), добавляя также подчас текст от себя (R). Выделяется также по ряду признаков более поздний жреческий источник, восходящий к вавилонскому пленению и времени вскоре после него и условно обозначаемый как P (от priest — жрец). Таким образом, текст Бытия в его дошедшем до нас виде может быть представлен как амальгама JEP со вставками R. Новейшие исследования дают и более дробные членения источников и пытаются выделить и другие источники, кроме указанных выше.
Изучение текста книги Бытие в сопоставлении с письменными памятниками других народов Древнего Переднего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности многих преданий Бытия. Так, доказана связь патриархов с Месопотамией, в особенности с Хараном, в период, предшествовавший завоеванию Ханаана израильтянами, то есть до 1200 г. до н. э., что подтверждается, в частности, совпадением имен предков патриархов с топонимами в округе Харана. С возвращением Иакова в Ханаан эта связь неожиданно прерывается. Поскольку нет оснований считать, что такая связь или ее неожиданный разрыв являются вымыслом, нужно полагать, что это предание представляет собой отражение реальных событий глубокой древности. Противоречия между данными истории евреев после заселения ими Ханаана и повествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены только тем, что это повествование сохранило достоверные фрагменты ранней истории отдельных еврейских племен. Так, Реувен назван первенцем Иакова, его имя всегда занимает почетное место в списках Израилевых колен, хотя в эпоху после патриархов колено Реувена уже не играло господствующей роли в истории Израиля; Леви изображен в Бытии безжалостным воином, что противоречит известному нам по последующим книгам Библии статусу левитов как служителей культа, не игравших никакой роли в завоеваниях. Бытие является необходимым прологом к изображенной в Исходе драме и создает идеологический и исторический фон, на котором развиваются отношения Бога с народом Израиля, проявляющиеся в событиях, связанных с порабощением народа египтянами и его освобождением от ига.
Концепция Бытия о Боге, человеке, мире и об их взаимоотношениях уникальна и наиболее существенна для понимания этих событий.
Многочисленные случаи внешнего сходства между фабулой рассказа о сотворении мира в книге Бытие и фабулами космологических мифов других народов Древнего Ближнего Востока не оставляют сомнения относительно материала, оказавшего влияние на библейское повествование. Вместе с тем, существенные различия и контрасты между этими мифами и рассказом Бытия столь велики, что последний, несомненно, следует считать оригинальным произведением. Так, языческий пантеон неизбежно насчитывает множество находящихся в состоянии борьбы и соперничества сил и властелинов в природе и в человеческом обществе. Повествование же Бытия имеет своей основой тезис о существовании единого Бога, стоящего вне космоса, мира и природы, которые являются Его творением и поэтому всецело подчинены Его воле (см. Монотеизм).
Вместе с тем, Бытие учит возвышенному понятию о человеке. Сотворение человека представляет собой апогей космогонического процесса. Человек создан «по образу Божию» (1:26, 27); ему доверено право использовать природные богатства (1:26, 28, 29). Сотворение человека, как говорится во второй версии Бытия, требует особых усилий Бога; человек непосредственно от Него получает дыхание жизни (2:7).
Концепция зла в Бытии коренным образом отличается от политеистической концепции зла. Семикратное подтверждение благости созидательной деятельности Бога (1:4, 10, 12, 18, 21, 25, 31) противоречит языческим представлениям о первозданности зла в мире. Изгнание Адама из рая за нарушение Божественного запрета (3:1–25), наказание Каина за братоубийство (4:3–16), кара, обрушенная на «поколение Потопа» за прегрешения людей (6:5–7; 7:21–23), смешение языков за дерзость Вавилонского столпотворения (11:1–9), наказание Содома и Гоморры за нечестивость (18; 19) — все это предполагает наличие всеобщего божественно предопределенного порядка. Его нарушение неизбежно влечет за собой возмездие.
Идея единого происхождения всего человеческого рода ярко выражена в повествовании о создании Богом Адама и Евы — прародителей всего человечества. Единое происхождение всех людей не только указывает на единство человеческого рода, но и подтверждает универсальность Бога — то, что он является единым и единственным Богом всего человечества. В то же время оно постулирует активную роль Бога в истории людей — концепция, которой уделяется много внимания и в последующих книгах Библии. Уже в Бытии эта роль Бога все больше и больше раскрывается в его избирательности по отношению к тем или иным конкретным героям книги. Ной спасен от потопа (6:8), который истребил весь порочный род человеческий. Из сыновей Ноя особое благословение получает Сим (9:26), и его потомству уделяется далее особое внимание (10:21–31; 11:10–32). Генеалогия Сима доводится до самого рождения Авраама (11:26), ставшего избранником Божьим и основателем нового народа (18:19). Из двух сыновей Авраама Бог отвергает Исмаила и избирает Исаака (17:7–8, 19, 21; 21:14; 25:6; 26:3–4); процесс избрания повторяется по отношению к потомкам Исаака (35:9–12). Божественное благословение, полученное вторым сыном Исаака, Иаковом, завершает период патриархов и открывает эпоху формирования израильской нации, которой Богом предназначена исключительная роль в истории мира.
Одним из наиболее значительных аспектов Бытия является заложенная в нем концепция отношений между Богом и человеком. Впервые в истории человечества здесь выражены принципы гуманизма, чуждые другим цивилизациям Древнего Переднего Востока. Так, согласно вавилонской мифологии, человек создан богами для того, чтобы служить им, то есть — в земной жизни — служить храму и жрецам. В книге Бытие человек есть венец творения Божьего, и взаимоотношения между Богом и человеком, который принимает на себя обязательство выполнять Его заветы, есть результат союза между ними. Такой союз был заключен с Ноем до и после потопа (6:18; 9:8–17). С появлением Авраама этот союз становится доминирующей темой Бытия. Все дальнейшее повествование показывает, что присутствие Бога постоянно ощущается людьми, и вся история человечества представляется этапами осуществления единого Божественного плана. См. также Библия.