Вагнер Вильгельм Рихард
ВА́ГНЕР Вильгельм Рихард (Wagner, Wilhelm Richard; 1813, Лейпциг, – 1883, Венеция, похоронен в Байрейте, Германия), немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель и публицист. Реформатор оперного искусства.
Юдофобия была неотъемлемой частью мировоззрения Вагнера, который стал одним из предшественников современного антисемитизма. Его публицистика способствовала распространению антисемитских взглядов в Германии и в дальнейшем повлияла на формирование идеологии национал-социализма.
По некоторым данным, Вагнер был внебрачным сыном актера, живописца и поэта Людвига Гайера, женившегося на матери Вагнера вскоре после смерти ее мужа. (В школе Вагнера записали под фамилией Гайер, которая лишь в 1828 г. была изменена.) В обществе считалось, что отчим Вагнера еврейского происхождения. То же писали и про мать Вагнера Иоханну-Розину, из семьи Бетман-Хольвег, якобы евреев, принявших лютеранство. При нацистском режиме была составлена официальная генеалогия Вагнера, отметавшая всякое сомнение в его расовой чистоте.
В 1839–42 гг. в Париже Ж. Ф. Ф. Э. Халеви, Г. Гейне и Дж. Мейербер оказывали Вагнеру, тогда безвестному музыканту, поддержку (так, Мейербер рекомендовал его как корреспондента в «Газет мюзикаль де Пари», поручил выполнить ряд музыкальных аранжировок, в том числе двух опер Халеви, познакомил с издателем нот — евреем М. Шлезингером /1797–1871/, ставшим его покровителем, и т. п.), что не помешало Вагнеру впоследствии по расистским мотивам нападать на них с крайне грубыми обвинениями. (В то же время в своих мемуарах «Моя жизнь» Вагнер писал: «Мейербер был единственной моей опорой... Ему я обязан постановкой «Летучего голландца» в берлинском Придворном театре».)
Германский шовинизм, ксенофобия и антисемитизм, ставшие доктриной Вагнера (в значительной мере патологически навязчивой), зародились вследствие неприятия его новаторских идей власть имущими и крушения иллюзий художника в начале творческого пути. Свои мысли по еврейскому вопросу он изложил в ряде публикаций, среди которых выделяется памфлет «Еврейство в музыке» (русский перевод — СПб., 1908), напечатанный сперва под псевдонимом Вольнодумец в журнале «Нойе цайтшрифт фюр музик» (1850), а в 1869 г. изданный брошюрой с приложением «Информация об еврействе в музыке». Основные положения этого сочинения: «Евреи воспользовались силою денег, чтобы захватить искусство в свои проворные руки, они господствуют и будут господствовать, пока за деньгами сохранится сила... Романтические по своей натуре немцы притесняются и унижаются евреями — торгашами и спекулянтами... Все новое искусство приняло еврейский характер. Культурная жизнь немецкого народа контролируется евреями и подчинена им». И далее: «Европейская цивилизация и ее искусство остались чуждыми для евреев: они не принимали никакого участия в их образовании и развитии... Еврей может лишь повторять, подражать, но создавать, творить — он не в состоянии». Здесь Вагнер ссылается на трех художников-евреев: Г. Гейне, Ф. Мендельсона и Дж. Мейербера. О Гейне (который участвовал в окончательной обработке сюжета оперы «Летучий голландец»): «Гейне сам себе налгал, что он поэт. Он насочинил свою стихотворную ложь, переложенную нашими композиторами на музыку. Он был совестью еврейства, как еврейство является нечистой совестью нашей современной цивилизации». «Один широко известный еврейский композитор [Мейербер] выступил со своими произведениями не столько затем, чтобы поддержать путаницу в наших музыкальных понятиях, сколько затем, чтобы использовать ее. Судя по его успехам, — он в совершенстве умел обманывать».
Юдофобские высказывания Вагнера касались не только роли евреев в музыке, но и еврейства в целом: «Евреи суть демоническая сила, стремящаяся к гибели человеческого рода... Самый язык евреев противен нам, он подобен перепутанной болтовне. Особенности семитической речи, особенное упрямство ее природы не изгладилось даже под воздействием на нее двухтысячелетнего культурного общения евреев с европейскими народами... В религии евреи давно уже для нас закоренелые враги, недостойные даже ненависти». О еврейском богослужении Вагнер пишет: «Кем не овладевало противнейшее чувство, смешанное с ужасом и желанием смеяться, при слушании этих хрипов, запутывающих чувство и ум, этого запевания фальцетом, этой болтовни?» Выход Вагнер видел либо в полном устранении евреев из культурной жизни, либо в их полной ассимиляции: «Для еврея сделаться человеком значит, прежде всего, перестать быть евреем... Спасение Агасфера — в его погибели» (см. Вечный жид).
Появление анонимного памфлета вызвало протесты против редактора журнала, профессора Ф. Бренделя, коллеги которого по Лейпцигской консерватории (в большинстве своем неевреи) требовали его отстранения от руководства изданием. Реакцией на издание «Еврейства в музыке» в виде брошюры явились 170 открытых писем, направленных против антисемитизма Вагнера. На памфлет остро полемически откликнулся и В. Стасов («Жидовство в Европе /по Рихарду Вагнеру/», СПб., «Санкт-Петербургские ведомости», 1869, июль). Некоторые театры Германии и Австрии отменили объявленные постановки опер Вагнера.
В более поздних работах («Познай самого себя», «Героизм и христианство» — обе — 1881 г., статьи в основанной Вагнером газете «Байрейтский листок») он неоднократно повторял мысль о господстве евреев в экономической и культурной жизни Германии. Он также первым выдвинул идею «окончательного решения» еврейского вопроса — Вагнер требовал «насильственного устранения» евреев из жизни Германии и Европы.
Антиеврейские выступления Вагнера, сделавшие антисемитизм «культурно-респектабельным» явлением, и в особенности труды развивавшего его идеи Х. С. Чемберлена (зять Вагнера), придавшего им псевдонаучный характер, явились частью широкого антисемитского движения в Германии, а затем и Европе (см. Антисемитизм). Вдова Вагнера, Козима, поддерживала все правые антисемитские движения, в том числе национал-социалистическое, на идеологию которого, как и на мировоззрение его лидера А. Гитлера, идеи Вагнера оказали большое влияние. Вагнер был по сути провозглашен пророком и национальным героем Третьего рейха.
После «Хрустальной ночи» Палестинский филармонический оркестр (см. Израильский филармонический оркестр) отменил исполнение произведений Вагнера в концерте 12 ноября 1938 г. Этот провозглашенный оркестром бойкот публичного исполнения музыки Вагнера был продолжен в дальнейшем, в том числе после провозглашения Государства Израиль (хотя официально по этому поводу не было принято решения). Сторонники бойкота ссылаются также на то, что музыка Вагнера, названная Гитлером «высочайшим выражением немецкой души», звучала на съездах национал-социалистической партии и сопровождала узников концентрационных лагерей в последний путь — в газовые камеры. Попытка Израильского филармонического оркестра (1983) нарушить бойкот закончилась неудачей из-за демонстраций протеста, в частности, израильтян, переживших Катастрофу, однако фрагменты произведений Вагнера включаются в программы израильского радио, а записи музыки Вагнера находятся в продаже в музыкальных магазинах Израиля. В 2002 г. в программе Фестиваля Израиля было объявлено исполнение музыкантами Берлинской оперы под управлением Д. Баренбойма акта из оперы Вагнера «Валькирия», но по просьбе общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе, после чего музыка Вагнера в Израиле по-прежнему не исполнялась.
«Проблема Вагнера» с различных точек зрения рассматривается в сборнике «Ми мефахед ми-Рихард Вагнер?» («Кто боится Рихарда Вагнера?», Иер., 1984), содержащем статьи Вагнера «Музыка будущего» и «Еврейство в музыке», а также очерки и эссе Ш. Бодлера, Т. Манна, Б. Шоу, израильтян Б. Оргада, И. Коэна и других.