Вальтер Бруно
ВА́ЛЬТЕР Бруно (Walter, Bruno; псевдоним; настоящая фамилия Шлезингер, Schlesinger; 1876, Берлин, – 1962, Беверли-Хилс, Калифорния), дирижер. Учился в берлинской консерватории «Штерн». В 1889 г. дебютировал как пианист с Берлинским филармоническим оркестром, но после встречи с дирижером Х. фон Бюловом отказался от фортепьянной карьеры и увлекся дирижированием. Дирижировал в оперных театрах Кельна, Гамбурга и Бреслау, в Гамбурге познакомился с Г. Малером и впервые стал его ассистентом. В 1898 г. принял христианство, после чего получил место первого капельмейстера Рижской оперы (1898–1901). В 1901–12 гг. сначала ассистент Малера, затем главный дирижер Венской оперы. После смерти Малера дирижировал премьерами его 9-й симфонии и «Песни о земле». В 1913–22 гг. — главный дирижер Мюнхенской оперы, с 1923 г. — регулярно гастролировал за пределами Германии: в 1923 г. дебютировал в Нью-Йорке. В 1924–1931 гг. — постоянный дирижер-постановщик немецких опер в лондонском театре «Ковент-Гарден». В 1929–1933 гг. Вальтер — главный дирижер оркестра Гевандхауз в Лейпциге. В 1933 г. Вальтер покинул Германию и переехал в Вену, где до 1938 г. дирижировал оркестром Венской филармонии и спектаклями Венской государственной оперы, но после аншлюса был вынужден переехать во Францию. С 1939 г. Вальтер жил в США, работал с Нью-Йоркским и Лос-Анджелесским филармоническими оркестрами и нью-йоркским оперным театром «Метрополитен». В 1954 г. специально для Вальтера в Лос-Анджелесе был создан оркестр Коламбиа симфони, с которым он осуществил ряд записей. С 1947 г. опять активно концертировал в Европе, в основном в Германии, Голландии и Австрии. Последний концерт дал в 1961 г. в Вене.
Вальтер — один из крупнейших дирижеров 20 в., он обладал особым даром интерпретации В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, В. Р. Вагнера, был страстным пропагандистом творчества Г. Малера. Интерпретации Вальтера отличаются безупречностью формы, большой эмоциональной выразительностью и тщательно отшлифованными деталями. Вальтер выступал также как пианист-ансамблист и аккомпаниатор. Автор двух симфоний, произведений для хора и оркестра, камерно-инструментальных сочинений, песен. Автор книг на музыкальные темы: «Густав Малер» (1936), «Тема с вариациями: автобиография» (1946) и «О музыке и музицировании» (1946).