Витгенштейн Людвиг

ВИТГЕНШТЕ́ЙН Людвиг (Wittgenstein, Ludwig Josef Johann; Йозеф Иоганн; 1889, Вена, – 1951, Кембридж), австрийско-британский философ. Дед Витгенштейна со стороны отца был евреем, принявшим христианство (протестантизм), мать, еврейка по происхождению, была католичкой, сам Витгенштейн был католиком. Витгенштейн учился в Берлинском политехникуме, затем в Манчестере. В 1912 г. продолжил обучение в Кембридже, где начал заниматься проблемами оснований математики — вслед за Г. Фреге и Б. Расселом. В начале Первой мировой войны Витгенштейн вступил добровольцем в австрийскую армию, в ноябре 1918 г. попал в плен к итальянцам и вернулся в Австрию лишь в августе 1919 г. В плену завершил свое главное исследование по логике и философии «Логико-философский трактат», который в 1921 г. был опубликован в Германии на немецком языке, а в 1922 г. — в Англии с параллельным текстом на немецком и английском языках и с предисловием Б. Рассела.

После смерти отца Витгенштейн унаследовал большое состояние, которое раздал разным людям и организациям. В 1919–20 гг. учился в Венской учительской семинарии, в 1920–26 гг. работал сельским учителем в Австрии, однако из-за конфликта с окружением был вынужден оставить преподавание. Некоторое время Витгенштейн работал садовником в монастыре близ Вены и даже готовился стать монахом. Позднее занялся архитектурой и построил в Вене дом для своей сестры.

В Вене Витгенштейн сблизился с М. Шликом, австрийским философом и физиком, организатором и руководителем так называемого Венского кружка, одним из лидеров логического позитивизма на раннем этапе его развития. Витгенштейн оказал большое влияние на взгляды членов Венского кружка. В 1929 г. он снова уехал в Англию, продолжил учебу в Кембриджском университете, затем преподавал там в Тринити-колледже. После прихода Гитлера к власти в Германии (1933) Витгенштейн демонстративно объявил себя евреем. В 1935 г. посетил Советский Союз, намереваясь остаться в этой стране и заняться научными исследованиями, однако вскоре вернулся в Англию.

В 1939 г. стал профессором в Кембридже, получил кафедру, которую ранее возглавлял один из основоположников англо-американского неореализма, современной философии языка и метаэтических исследований Дж. Э. Мур. Во время Второй мировой войны Витгенштейн, прервав преподавательскую деятельность, работал санитаром в Лондонском госпитале. В 1947 г. отказался от профессуры. Странный образ жизни Витгенштейна, который большую часть времени проводил в одиночестве в Норвегии и Ирландии, породил многочисленные легенды вокруг его личности.

Философское творчество Витгенштейна подразделяется на два периода, ознаменованные двумя его произведениями: «Логико-философским трактатом» (см. выше) и «Философскими исследованиями» (опубликованы вместе в сборнике на немецком и английском языках, 1953, посмертно). «Трактат» посвящен двум главным темам: анализу языка и средствам символического выражения в нем действительности, а также исследованию специфического характера логико-математического языка.

Согласно Витгенштейну, идеальный язык должен отражать логическую структуру действительности таким образом, чтобы позиция простых знаков (имен) в предложении соответствовала положению объектов в действительности. «Значение» предложения — это его способность описывать факты с помощью своего строения. Существуют простые факты, которым соответствуют простые, «атомарные» предложения. «Атомарные» предложения, описывающие чувственные данные, служат основой «молекулярных» (сложных) предложений, образуемых путем соединения «атомарных» с помощью логических констант (например, «или», «если — то» и т. д.). Совокупность «атомарных» и «молекулярных» предложений образует науку. Кроме них не существует осмысленных предложений. Предложения логики и математики — простые тавтологии, они не зависят от фактов опыта.

Задача философии сводится к логической критике языка. Границы моего языка — это границы моего мира. Реальность находится за пределами языка и науки; к ней относится знаменитое высказывание Витгенштейна, заключающее «Трактат»: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Этими словами Витгенштейн намекает на существование мистической области, о которой невозможно говорить, но на которую можно «указывать». Смысл мира оказывается за его пределами. Этика, ориентирующаяся на ценности, не поддается выражению, так как любое выражение основывается только на том, что пребывает в мире, а не за его пределами или выше него.

Второй период творчества Витгенштейна, начавшийся в 1933 г., нашел выражение в книге «Философские исследования» (см. выше), которой предшествовали его лекции и замечания, собранные слушателями и изданные после смерти философа под названием «Синяя и коричневая книги» (1958). В то время как в «Трактате» Витгенштейн предполагал, что существует один идеальный логический язык, в «Исследованиях» он показал, что значение слов изменяется в зависимости от контекста; оно определяется правилами, которые меняются в процессе речи. Витгенштейн ввел понятие «языковые игры», определяющее правила пользования языком. Задача философии — исследовать правила, принятые в этих играх.

Учение Витгенштейна оказало решающее влияние на современную философию, особенно в англоязычных странах. Две главные школы современной английской философии — оксфордская (Г. Райл) и кембриджская (Дж. Уиздом) основываются на философии Витгенштейна. Философия превратилась в этих школах в род «терапевтической» деятельности, устраняющей метафизические проблемы с помощью анализа обыденного языка. Однако сам Витгенштейн не солидаризовался ни с философией логического позитивизма, ни с лингвистической философией, которые опирались на его учение.

В 1969 г. вышла в свет книга Витгенштейна «Заметки по основаниям математики» (Оксфорд), в которой разработан своеобразный кодекс «лингвистического поведения» математиков и сформулированы некоторые идеи в духе математического конструктивизма. В 1960–1970-е гг. были опубликованы многие тексты из обширного рукописного наследия Витгенштейна.

Смотрите также

Вавилония

Визель Эли

Воложин

Вольтерра Вито

Второзаконие