воскресение из мёртвых

ВОСКРЕСЕ́НИЕ ИЗ МЁРТВЫХ (תְּחִיַּת הַמֵּתִים, тхият ха-метим), вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. Воскресение из мертвых следует отличать от веры в какой-либо вид личного существования в ином мире после смерти (см. Олам ха-ба) или в бессмертие души. Воскресение из мертвых — одно из основных положений еврейской эсхатологии (наряду с верой в пришествие Мессии).

Вера в воскресение из мертвых, бесспорно, существовала уже при Маккавеях; она была включена в качестве одного из догматов веры в Мишну (Санх. 10:1), стала вторым благословением Амиды и последним из 13 догматов веры, сформулированных Маймонидом.

В целом библейский взгляд на смерть заключается в том, что она рассматривается как необратимое состояние. Наиболее отчетливое формулирование этого взгляда дано в книге Иова, согласно которой нисшедший в шеол (не дифференцированное еще на рай и ад обиталище мертвых) не поднимается из него и не возвращается в дом свой (Иов 7, 9, 10). Это соответствует библейской доктрине воздаяния, по которой человеку воздается по справедливости в течение его земной жизни. Судьбы Ханоха и Илии, прекращение земной жизни которых не является смертью (Быт. 5:24; II Ц. 2:1), суть лишь исключения.

Несмотря на общую идею о необратимости смерти, элементы идеи воскрешения присутствовали в библейской мысли с древних времен. Одним из атрибутов действия Бога является присущая ему возможность не только умерщвлять, но и оживлять (Втор. 32:39; ср. Псах. 68а — аргумент в пользу того, что имеются в виду смерть и жизнь одного и того же лица), не только низводить в шеол, но и поднимать из него (I Сам. 2:6; ср. II Ц. 5:7). Однако идея собственно воскресения из мертвых впервые ясно появляется лишь в книге Даниэля, согласно которой в эсхатологическое время «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Иными словами, те поколения, чьи грешники избежали наказания и чьи праведники умерли, не получив воздаяния за преданность Господу, будут снова призваны к жизни и каждый получит по заслугам. Близкие мысли высказываются и в книге Исайи (26:19).

В талмудический период учение о воскресении из мертвых считалось одним из главных положений иудаизма. Десятая глава мишнаитского трактата Санхедрин начинается словами: «Весь Израиль имеет долю в будущем мире, как сказано: “И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю...” (Ис. 60:21). А вот у кого не будет доли в будущем мире — у того, кто говорит: “Нет никакого воскресения мертвых”». Догма воскресения из мертвых была одним из важных предметов спора между фарисеями, признававшими ее, и саддукеями, ее отрицавшими.

Учение о воскресении из мертвых воплощает две существенные идеи: 1) идею воздаяния еврейскому народу в целом, а не просто отдельному индивидууму; 2) идею о том, что тело и душа человека находятся в неразрывном единстве и в равной степени важны.

Можно полагать, что эти две идеи развились или получили столь первостепенное значение на разных этапах формулирования учения о воскрешении из мертвых. Что касается первой из них, то согласно мировоззрению иудаизма окончательное спасение является спасением всего еврейского народа. По учению пророков, на земле будут царить мир, справедливость и праведность. Очевидно, обретут их лишь те, кто будет существовать в период спасения. Учение о воскресении из мертвых предполагает возможность праведникам, когда-либо жившим на свете, воскреснув, получить в будущем мире свою долю воздаяния за справедливость и праведность. Что касается второй из отмеченных идей, ни душа, ни тело, взятые отдельно, не могут грешить или быть праведными, и лишь человек как единство души и тела может быть судим, наказуем и вознаграждаем.

В талмудический период и вплоть до нового времени идея воскрешения из мертвых понималась настолько буквально, что благочестивые евреи часто заботились об одежде, в которой им предстояло быть похороненными, о полном погребении всех органов тела и о том, чтобы быть погребенными в Эрец-Исраэль и именно в Иерусалиме.

В раввинистической литературе существует серьезная проблема, связанная с метаисторическим местом воскресения из мертвых. Некоторые считают, что оно является конечной целью и, таким образом, последней ступенью в эсхатоне (судьбе мира), идентичной будущему миру; другие же говорят о воскресении из мертвых, предшествующем окончательному спасению, то есть будущему миру. Существуют также разногласия относительно того, кто подлежит воскрешению: по некоторым источникам, воскрешены будут только праведные, по другим же — воскресение из мертвых есть удел каждого. Так, одна из молитв субботней утренней службы гласит: «Нет Тебе равнодостойного, о Господи Боже наш, в мире сем и нет вне Тебя, о Царь наш, в жизни мира грядущего; нет кроме Тебя Искупителя для нас в дни Мессии и нет подобного Тебе, Спаситель наш, при воскресении мертвых». Из этого текста явствует, что грядущий будущий мир отделен от воскресения из мертвых и предшествует ему. Однако по толкованию мидраша Сифрей Дварим стиха из книги Притчей Соломоновых (6:22), слова «когда ляжешь спать, будут охранять тебя» относятся к смертному часу, «когда пробудишься» — к дням Мессии, а «будут беседовать с тобою» — к будущему миру. Здесь будущий мир явно следует за воскресением из мертвых.

Среди средневековых еврейских философов существовало много разных мнений по поводу воскресения из мертвых. Такие разногласия возникали главным образом из-за неясностей в этом вопросе в талмудический период. Наиболее противоречивые высказывания по поводу этого догмата были сделаны Маймонидом. В своем комментарии к 10 главе трактата Санхедрин он высказывает следующую мысль: «Воскресение является одной из основ религии нашего учителя Моисея; для того, кто не верит в это, нет ни религии, ни связи с еврейским народом, однако оно лишь для праведных... но знайте, что человек определенно умрет и разделится на то, из чего он состоит». В то же время в «Мишне Тора» (Яд, Тшува 8:2) Маймонид утверждает, что «в будущем мире нет тела, вернее есть лишь души праведников без тела, подобные ангелам...» В более позднем труде «Ма‘амар тхият ха-метим» («Рассуждение о воскресении из мертвых») Маймонид приходит к выводу, что, конечно, воскресение будет иметь место, но не как постоянный процесс; оно последует за периодом, в течение которого души праведников получат воздаяние в будущем мире, после чего воскресшие снова умрут и праведные еще раз вернутся в будущий мир, который явится их истинным вознаграждением.

В течениях, возникших в иудаизме в новое и новейшее время (см. Реформизм в иудаизме, Реконструктивизм, Консервативный иудаизм), концепция воскресения из мертвых отрицается полностью или интерпретируется как один из компонентов концепции бессмертия или конечного спасения человека Богом.

Смотрите также

Валаам

Венгерова Зинаида

Вижниц, хасидская династия

Вильнюс

врачей дело